Упражнения для развития воображения

Цистит

Факты о формировании и развитии воображения

Формирование воображения у человека начинается примерно с двух с половиной лет и активно продолжается в течение всего школьного периода. Чем старше становится ребенок, тем более его фантазии адаптивны к окружающему миру – можно сказать, что основная часть его мечтаний принимает вид целей и воспринимается как руководство к действиям. У детей младшего возраста такое понятие, как осуществимость воображаемого, почти отсутствует, поэтому их фантазии менее привязаны к реальности.

Индивид со слабым воображением — это, по сути, человек без идей и конкретных взглядов на будущее, мыслящий стереотипами и не способный создать ничего уникального. Если такое состояние не является причиной стресса и является привычным для человека, то его жизнь можно уподобить существованию биоробота, нацеленного на удовлетворение физиологических и, в самой малой степени, духовных потребностей. Отличает людей с неразвитым воображением крайне низкая эмоциональность, ограниченность во взглядах и мыслях, отсутствие образного мышления.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreators

Но если отсутствие фантазии — это серьезный недостаток, то бесконтрольность этого процесса и полная самоотдача ему уже является медицинским диагнозом. Данное явление психического нарушения называется визионерством, и наблюдается оно в основном у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Самые распространенные примеры визионерства у детей — это общение с вымышленными друзьями и приписывание игрушкам человеческих свойств в отсутствие игровых ситуаций.

Как правило, у детей визионерство проходит самостоятельно в процессе взросления, и они легко расстаются с созданными образами в пользу реальных. Для взрослых развитие патологии означает полный или частичный отказ от привычных понятий и рациональных шаблонов, принятых в обществе, и убедить их в нелогичности данных явлений очень сложно. Чаще всего визионерству подвержены экзальтированные и фанатичные личности, параноики, больные шизофренией.

Классификации

По степени активности:

  • Активное (стимулирует к реализации созданных образов, активизирует творческую деятельность, иногда требует больших усилий, если создание образов необходимо для трудовой деятельности, например, как у писателей, сценаристов, декораторов).
  • Пассивное (не побуждает человека к активным действиям, а только порождает в его сознании образы, которыми он удовлетворяется, не реализовав их, либо они в принципе не реализуемые).

По видам:

  • Продуктивное (создает новые элементы, так называемые продукты фантазии, то что ранее не существовало).
  • Репродуктивное (воображение на основании существующих явлений и объектов).
  • Мечты (процесс воображения, нацеленный на реальное будущее).
  • Галлюцинации (образы, которые создает измененное сознание).
  • Сновидения.

По связи с прошлым опытом:

  • Воссоздающее (воображение, которое основывается на опыте).
  • Творческое (создание новых образов с минимальной опорой на опыт)

Упражнения на развитие фантазии для взрослых

  1. Придумать название и описание картине. Для этого упражнения желательно пойти в музей современного изобразительного искусства или найти галерею художников-сюрреалистов в интернете. Главное условие – картина не должна быть реалистичной и очевидной по содержанию. Изучайте ее взглядом и записывайте, либо проговаривайте варианты названий и сюжета. Для этой тренировки хорошо подойдут картины Сальвадора Дали или Пабло Пикассо.
  2. Разгадывание визуальных загадок или друдлов. Это лаконичные изображения, которые можно трактовать по-разному, правильного ответа содержанию нет, все образы, которые создает ваше изображение будут верными и чем их больше, тем лучше.
  3. Придумывание биографии прохожим на улице или пассажирам в транспорте. Старайтесь, описывая жизнь человека, продумать как можно больше деталей: кто у него семья, какой институт он заканчивал, где работает и так далее.
  4. Буриме или коллективное сочинение стихов. Это не только веселая популярная игра, но и эффективное упражнения для развития творческого потенциала. Принцип игры: первый участник пишет на листке несколько рифмующихся строчек, заворачивает лист, так, чтобы было видно только последнюю строчку и передает следующему участнику, который на основании этой строчки так же придумывает стих, заворачивает лист и передает дальше. В конце лист разворачивается и, сочиненная общим трудом «поэма» зачитывается одним из игроков.

Чтобы результат получился интересным, лучше избегать банальных рифм, не использовать однокоренные слова и местоимения. Чем неожиданнее будет рифма – тем лучше. Можно играть в буриме заранее обговорив правила (например, размер стиха и содержание), а можно просто придумывать смешные стишки без определенной направленности.

  1. Крокодил. Эта всем известная игра для шумных компаний является идеальным тренажером для творческого воображения. Правила упражнения просты и всем знакомы – один участник сообщает другому на ухо слово (это может быть существительное, устойчивое сочетание, глагол или прилагательное, можно в начале установить правила, что, к примеру, используются только существительные или только глаголы) и тот должен только при помощи жестов объяснить это слово остальным участникам.
  2. Активити. Так же является не только упражнением, но и популярной игрой и имеет множество разновидностей. Классическим вариантом является набор карточек разной сложности, в которых игрокам нужно нарисовать, показать или описать словесно написанное на них слово.

Воспитание воображения в раннем возрасте происходит по принципу «с миру по нитке» — ребенок воспринимает новые образы из сказок, услышанных разговоров, занятий творчеством, а затем учится их сравнивать. Детям крайне важно донести полученную информацию и свои фантазии, созданные на ее базе, до взрослых людей.

После 5 лет часть действий, направленных на выражение фантазийных образов, заменяется способностью мыслить абстрактно и удерживать полученный результат в голове. В этот период важно помочь ребенку расширить имеющуюся у него информационную базу за счет простых упражнений на развитие мышления и воображения. Полезны будут игровые занятия типа «Продолжи логическую цепочку», «Фанты».

Правильно подобранные игры и упражнения на развитие воображения, помогут ребенку увеличить словарный запас, повысить вариативность мышления.

Вот несколько советов родителям, помогающих ребенку раздвинуть рамки кругозора и сформировать здоровое воображение:

  • с детьми нужно чаще разговаривать – обсуждать с ними события дня, заострять их внимание на разных возможных вариантах развития тех или иных ситуаций («мячик ударился о стену, а что было бы, если бы он улетел за забор?»);
  • полезно рассказывать дошкольнику о различных позитивных или поучительных (но в положительном ключе) происшествиях из своей или чужой жизни;
  • детям необходимо читать, но только те произведения, которые соответствуют их возрасту.

Многие упражнения на развитие воображения у детей требуют практического подкрепления. Например, придумали сказку – нарисовали главных персонажей (слепили из пластилина). Если ребенок любит рассуждать о животных, о природе, то прогулки в парк и зоологический сад должны стать регулярными.

В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте воплощение фантазий ребенка претерпевает трансформацию. Большая часть воображаемых сюжетов и образов, рождающихся в сознании маленького человека, уже не находит проявления в игровых ситуациях и творческом самовыражении, а проигрывается ребенком в уме.

Упражнения для развития воображения у младших школьников могут быть следующими:

  1. «Практика Л. Н. Толстого». Ребенку показывают любой привычный ему предмет (тетрадь, лампу, стол) и просят его представить, как будто он пришел из далекой страны, где о назначении этого предмета никто ничего не знает. Какими доступными понятиями иностранец мог бы описать увиденную вещь и какое значение придал бы ей?
  2. «Ожившая картинка». Сначала родителю с ребенком следует представить, что они получили удивительную способность оживлять все, что нарисуют на бумаге. Начать можно с простых образов – солнышка, тучки, цветочка, а затем перейти к более сложным объектам – вымышленным персонажам, древним животным, строениям. Как поведут себя ожившие предметы, будут ли они нуждаться в адаптации, какие новые свойства у них проявятся?
  3. «Волшебный лес». Родительской рукой на большом листе бумаги рисуется 3-4 стоящих порознь дерева, а все свободное белое пространства заполняется хаотично разбросанными точками и штрихами. Дошкольнику дается задание дорисовать на бумаге лес, задействуя в рисунке все случайные элементы, а потом рассказать о его чудесах.

Часто в детских журналах или обучающих рабочих тетрадях можно найти игровые задания «Продолжи рисунок». Ребенку дается один несложный элемент в виде большой буквы или цифры (геометрической фигуры, ломаной линии), который предлагается развить до самостоятельного изображения. Это упражнение на развитие воображения у дошкольников учит мыслить логически и улучшает мелкую моторику пальцев.

Подростка сложно уговорить «поиграть в фантазии», поскольку в этом возрасте дети боятся показаться смешными и быть уличенными в глупости. Однако они охотно включаются в обсуждение тем, близких им по духу, если не преподносить эти беседы как упражнения на развитие воображения. Лучше всего приурочивать время занятий к просмотру интересного фильма, посещения музея или выставки. Находясь под впечатлением, школьник с энтузиазмом откликнется на предложение развить тему.

Вот несколько подходящих упражнений на развитие воображения у подростков:

  1. «Жилец с незнакомой планеты». Ребенок при поддержке родителя придумывает несуществующую планету с условиями жизни, не знакомыми землянам. Основываясь на законах физики и других особенностях, типичных для данной местности, школьник создает образ обитателя этой планеты с подробным описанием.
  2. «Современный человек». Подросток сначала выбирает, представителя какого направления современного веяния (блогера, дизайнера, менеджера) он хотел бы описать, а затем при помощи взрослого создает среднестатистический типаж данной абстрактной личности (риелтор – суетливый, угодливый, хитрый и др.).

Психологи рекомендуют ввести в привычный обиход семьи такую игру-упражнение на развитие воображения у школьников, как «Новые свойства», помогающую лучше развить вариативность мышление и логики. В любой момент один из играющих указывает на какой-либо обычный предмет (мыльницу, табурет, ботинок), и все присутствующие при этом должны придумать и назвать минимум по три новых способа применения данной вещицы. Например: «Мыльница – это лодочка для гномика, шкатулка для жемчуга, бункер для микробов».

Упражнения на развитие воображения у детей дошкольного возраста всегда включают в себя игровые элементы, направленные на раскрытие творческой стороны ребенка. Маленькие дети не боятся казаться смешными, поэтому их фантазии раскрываются гораздо полнее и красочнее – нужно лишь подобрать интересный способ для их проявления.

Вот какие игры и упражнения на развитие воображения у детей 5-7 лет предлагают проводить психологи в домашних условиях:

  1. «Обведи ладошку». Ребенок плотно прижимает к листу бумаги свою ладошку и обводит ее карандашом. На что похож отпечаток ладони – на древесную крону, смешного человечка или дракона? Пусть ребенок сам увидит в наброске элемент для будущей картинки и дорисует ее так, как посчитает нужным.
  2. «Клякса». Взрослый человек ставит на плотном листе бумаги чернильную кляксу, затем перегибает лист посередине, «отзеркаливая» пятно так, чтобы получилась одна большая клякса. Ребенок должен увидеть на карточке очертания какого-нибудь знакомого ему образа, а по возможности и нескольких.
  3. «Кто какой». Через копирку взрослый переносит на бумагу несколько одинаковых фигурок человечков (волшебников, супергероев, принцесс). Ребенку предлагается раскрасить картинки так, чтобы один персонаж получился добрым, другой – злым, третий – хитрым и так далее.

Упражнения на развитие воображения у школьников 7-9 лет могут уже включать в себя элементы свободной фантазии. Пусть после просмотра мультфильма или прочтения книги ребенок пофантазирует на тему, что было бы, если бы история завершилась по-другому. Кто бы тогда оказался среди победивших, а кто — среди проигравших? Что, если бы умершие герои остались живы, а хорошие персонажи оказались злыми?

Среди упражнений на развитие творческого воображения у детей любого возраста можно выделить одно универсальное, помогающее ребенку всегда смотреть на окружающий мир с интересом. Это игра в «Угадай, что?». Ребенка просят представить, что он, например, робот (котенок, инопланетянин, дракон, китаец), которому показывают предмет, ранее ему незнакомый (кольцо, собачий поводок, пуговицу, матрешку). Как выдуманный персонаж отнесется к новому предмету, какое впечатление получит, какое предназначение ему придумает?

Первое упражнение

Развитие творческого воображения у детей

  1. Агглютинация (создания нового образа из двух или более уже существующих, например, сказочная «Избушка на курьих ножках» появилась как сочетание «избы» и «курицы»).
  2. Аналогия (образ строится на основании существующего, но с преувеличенными, либо преуменьшенными характеристиками, например, былинные богатыри, которые обладали сказочной силой и могли сражаться с врагом один на один).
  3. Типизация (единичное изображение типичного, существующего образа, например, картины художников-пейзажистов).
  4. Ассоциация (создание целостного образа на основании мелких единиц уже существующих образов).
  5. Олицетворение (создание одушевленного образа на основание элементов неодушевленных. Чаще всего используется в мифах и сказках).

Творческое воображение может быть научным, художественным, технологическим – одним словом, применяться практически во всех сферах жизнедеятельности человека. Важно различать творческое воображение и мечты, так как оно относится к активному виду и направлено в дальнейшем на реализацию созданных образов, а мечты – это пассивный вид, они могут не мотивировать человека к действиям.

Существует множество конкретных упражнений для развития творческого воображения, но стоит отметить, что основным фактором является накопление и расширение опыта – научного, творческого, технического. Чем больше в сознании человека информации и образов, тем активнее будет работать его воображение, опираясь на них, синтезируя и рождая новые.

Накопление опыта может проходить самыми простыми способами – чтение книг разных жанров (особенно полезны фантастика, детективы, поэзия), посещение музеев, театров, просмотр фильмов, путешествия, общение с разными людьми, освоение новых навыков.

Помимо расширения кругозора важно развивать наблюдательность – обращайте внимание на мелкие детали окружающего вас мира, старайтесь их запоминать, например, мелкие детали на фасаде исторического здания, вывески магазинов, объявления, внешний вид прохожих. Нам кажется, что мы не запоминаем эти детали, но они остаются в нашем подсознании и при необходимости, всплывают во время творческого процесса, помогая ему.

Творческая «перепрокачка» необходима каждому человеку, мечтающему выделиться из толпы, проявить свою индивидуальность или испытать себя на авторском поприще. Упражнения для развития писательского воображения обязательно должны сопровождаться визуализацией, причем чем ярче получилась «картинка», тем выше эффект от занятия.

Итак, примеры домашних тренировок для начинающих писателей:

  1. Нужно взять любой небольшой предмет (мягкую игрушку, расческу, заколку), рассмотреть его 10-15 секунд, а затем, закрыв глаза, как можно более полно описать, используя метафоры и другие литературные средства, приемы и обороты речи.
  2. Взять томик стихов любого автора, открыть его на произвольной странице и сразу прочесть первую попавшуюся строку. Теперь нужно сочинить собственное четверостишие, первой фразой которого и будет выбранная строка.
  3. Каждый день нужно взять за правило в 100 словах описывать один любой фактор, явление или состояние. Например, если выбрано природное явление «ветер», то подходящими словами станут: неприятно, пронизывать, рвать, поддувать и др.

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

Будущим авторам полезно как можно чаще заниматься письменными описаниями, причем не имеет значения, чего именно. Можно вспомнить один чем-то примечательный день из своей жизни и описать его, можно в письменной форме охарактеризовать своего друга, зубного врача, соседа из дома напротив. Следует чаще примерять на себя роли других людей (или даже существ) и пытаться описывать мир, видимый их глазами.

Богатое воображение – это необычайный дар природы, которым она наделила каждого человека без исключения. Можно оставить эту способность видеть мир в ярких красках без внимания или всячески поощрять собственную возможность жить неординарной жизнью – решение принимается индивидуально. Но всегда следует помнить, что исторически значимые поступки, гениальные действия и важные открытия доступны только тем людям, которые не боятся впустить в свой мир необычное и чудесное.

Как развить воображение взрослому человеку

Упражнения для развития воображения

Упражнения для развития воображения у взрослых создаются с учетом необходимости отказаться от багажа старых шаблонов, заставляющих мыслить стереотипами. Сознание взрослого человека устроено таким образом, что при попытках мыслить нестандартно в его голове включается целая цепочка защитных механизмов. По этой причине не нужно с первых дней стараться посвятить упражнениям на развитие воображения больше 10 минут подряд.

Начать желательно с простого наблюдения в условиях, близких к обыденным – например, по дороге с работы домой. Даже путь, пройденный многократно, может таить немало сюрпризов, которые и насмешат, и шокируют, если присмотреться к ним внимательнее. Забавно составленное объявление на стене, горящие окна высотного дома, образующие буквенные или цифирные знаки – стоит только открыть свое сознание для необычного, как воображение заработает с удвоенной силой.

Кроме этой простейшей тренировки на сообразительность, которую можно проводить где угодно, психологи предлагают применять и такие упражнения на развитие фантазии и воображения:

  1. «А что, если…». Что, если все охладительные системы в супермаркетах мира одновременно перестанут работать? Что, если воздух на планете превратится в веселящий газ? Задавая себе такие, казалось бы, нелепые вопросы и подробно их «раскручивая» до исчерпывающего ответа, человек учится видеть обычные вещи с неожиданного ракурса и находить логические решения в самых запутанных ситуациях.
  2. «Скрытый смысл». Это упражнение на развитие воображения от сценариста Жана Пере можно проигрывать в голове каждую свободную минуту, когда есть возможность полистать журнал или галерею картинок в Интернете. Нужно наугад раскрыть первую попавшуюся иллюстрацию и попробовать придумать к ней не менее 10 юмористических подписей, открывающих тайный смысл картинки.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpress

Модное сейчас направление озвучивания иностранных фильмов «гоблинским» переводом – еще один отличный вариант «прокачать» свое представление о нормальности мира. При просмотре любой киноленты по телевизору нужно просто включить беззвучный режим видео и попробовать создать свою версию «озвучки» фильма.

Оцените статью
Все про антибиотики
Adblock detector