Восстановление речи после инсульта — упражнения

Рецидив

Реабилитация после инсульта на дому

Геморрагический или ишемический инсульт приводят к тому, что у человека возникает потеря речи. Связывают это явление с тем, что патология поражает речевой центр, который находится в коре головного мозга.

Выделяют два вида таких расстройств:

  1. Афазия. Данная разновидность отличается тем, что происходит непосредственно нарушение речи, вследствие чего больной теряет способность говорить даже самые простые слова. При этом он не может распознавать речь, лишь только некоторые звуки и слова. В некоторых случаях человек вообще теряет способность понимать, какое значение имеет то или иное сказанное слово.
  2. Дизартрия. Также характеризуется потерей речи при инсульте. Происходит нарушение произношения слов и звуков. Однако, в этом случае человек хорошо понимает, что говорят окружающие люди, но не может писать, читать, правильное произношение слов вызывает сильное затруднение.

Данное явление вызывается тем, что мышечные ткани, которые ответственны за речевую деятельность, не функционируют так, как это необходимо. Нарушается артикуляция, в результате  поражений некоторых областей головного мозга.

Хороший логопед после инсульта поможет речи восстановиться в как можно более кратчайшие сроки. Только грамотный специалист знает, как правильно работать с больным. Перед тем как назначить лечение, врач изучает результаты, полученные в ходе различных обследований пациента. Согласно медицинской статистике люди с поражением левой стороны тела намного быстрее поддаются коррекции.

Это связано с тем, что мышечные ткани мозга, которые отвечают за речевую функцию и находятся в левом полушарии, не подвергаются влиянию патологии. Ведь поражение развивается зеркально относительно головного мозга. Как раз таки, если парализовало правую сторону тела, то страдает левое полушарие, в результате чего происходит нарушение речевой деятельности. В этом случае прогноз менее благоприятный.

Восстановление речи после инсульта - упражнения

Восстанавливается ли речь после перенесенного заболевания полностью? Привести в норму эту функцию возможно. Период ее восстановления зависит от того, насколько сильно поражены ткани мозга, и где именно располагается источник кровотечения. Логопед после инсульта приступает к терапии тогда, когда человек приходит в сознание. Чем раньше начать процесс реабилитации, тем благоприятнее прогноз.

Для восстановления речи после инсульта может понадобиться меньше времени, если начать делать логопедические упражнения уже спустя 1-3 недели после перенесенной патологии. Также вместе с этим пациенту назначают прием лекарственных препаратов, которые помогают улучшить речевую деятельность.

Всех очень сильно волнует вопрос, как восстановить речь после инсульта. В настоящее время большое количество специалистов работают в данной сфере, поэтому существует несколько способов, как вернуть способность к произношению и распознаванию речи.

Лечение афазии после инсульта осуществляется с помощью таких способов, как:

  1. Логопедическая методика. Логопед после инсульта проводит с пациентом различные занятия, в которые входит логопедическая и артикуляционная гимнастика. В процессе лечения врач применяет методику мелодической интонации, которая помогает активизировать работу правого полушария мозга. Современные методики позволяют использовать совместно инновационные технологии и средства фармацевтики, благодаря чему достигается положительный результат намного быстрее.
  2. Оперативное вмешательство. Данный способ осуществляется для того, чтобы восстановить деятельность речевых зон. С помощью операции циркуляция крови в головном мозге приходит в норму, нервные клетки стабилизируются и снова начинают функционировать в полном объеме.
  3. Физиотерапия. Данные процедуры проводятся в основном для такой разновидности заболевания, как моторная афазия. Однако, в настоящее время они еще не пользуются большой популярностью. Также для восстановления речи после инсульта применяется иглорефлексия, которая позволяет скорректировать произношение и стабилизировать деятельность речевого аппарата.

Для того чтобы провести лечение дизартрии, логопед после инсульта должен осуществлять регулярное обучение человека произношению слова. С этой целью проводится гимнастика после инсульта, с помощью которой больной может вспомнить, как работают челюсть и ротовая полость в процессе разговора.

Гимнастика после инсульта включает в себя комплекс следующих упражнений:

  • Сделать губы трубочкой, затем расслабить. Так повторять несколько раз. Процесс одного повторения этого упражнения занимает 5 секунд, а 2 секунды отводится на отдых.
  • Нижнюю губу захватить зубами, немножко ее прикусить, затем отпустить и расслабить губы. Тоже самое сделать и с верхней губой. Также выполняется по 5 секунд.
  • Высунуть язык, продержав его 3 секунды, потом потянуть за ним шею и расслабиться.
  • Облизывать губы, несколько раз проводя языком то по часовой, то против часовой стрелки.
  • Высунуть язык, задержав его на 3 секунды, затем свернуть его в виде трубочки и расслабиться. Отдохнуть 3 секунды и повторить упражнение.
  • Напрячь язык, дотянуться кончиком до неба, потом расслабиться.

Детские логопедические упражнения также могут быть очень эффективны.

Восстановление речи после инсульта - упражнения

Гимнастика после инсульта включает в себя также пение. Необходимо напевать больному песни, которые он любит, чтобы он пытался подпевать. Тем самым пациент сможет повторять некоторые слова, которые содержаться в песне.

Также достаточно эффективным методом является применение скороговорок, которые нужно проговаривать совместно с человеком. Они помогают речевому аппарату быстрее реабилитироваться.

Логопед после инсульта проводит работу не только по восстановлению функции речи, которая была утрачена. Вследствие кровотечения происходит нарушение деятельности мышечных тканей. Часто бывает, что у человека немеет язык, а также занимает неправильное положение в ротовой полости, из-за чего произношение звуков становится невозможным.

Поэтому гимнастика после инсульта необходима, чтобы помочь стимулировать работу речевых зон. Также логопед после инсульта может назначить специальный массаж, систематическое проведение которого позволит пациенту быстрее реабилитироваться.

Состояние, при котором больной после инсульта не может нормально разговаривать, называется афазией.

Она возникает из-за размыкания связей между нейронами, острым нарушением их питания, сдавливания гематомой нервной ткани, а также из-за любого другого органического повреждения соответствующих структур мозга.

В зависимости от глубины повреждения речевых способностей выделяют следующие формы афазии:

  • тотальная (полная) – речь полностью отсутствует, больной может находиться в сумеречном состоянии сознания, не узнавать близких. Это наиболее сложная форма для проведения терапии и возвращения речи;
  • сенсорная – связана с нарушением центра Вернике, отвечающего за распознавание речи. Больной слышит родной язык как совершенно новый, не в силах понять того, что ему говорят;
  • моторная – нарушения ограничены областью мимических мышц лица, из-за чего отсутствует четкая дикция у взрослых, которые раннее говорили внятно. При этом больной все понимает и пытается отвечать, но не может. Он способен полностью осознавать смыслы и воспроизводить простейшие звуки;
  • амнестическая – повреждается память человека о словах, он не может назвать окружающие предметы;
  • семантическая – больной способен произносить лишь короткие, простые предложения. Он испытывает проблемы с понимаем сложных речевых конструкций, длинных предложений.

Вид афазии имеет значение для разработки тактики и стратегии занятий по восстановлению речи после инсульта, поскольку каждый из них требует отдельной программы. Что делать, если наблюдаются вышеперечисленные симптомы?

В первое время после произошедшего инсульта основное внимание сосредоточено на нивелировании органических повреждений и сохранении жизненно важных функций. Реабилитацию речи обычно начинают спустя неделю после произошедшего, т. е. после того, как речь отнялась, при условии, что состояние пациента позволяет, т. е.

После этого периода нервная система будет восстанавливаться намного хуже.

Индивидуальную программу занятий составляет логопед, и первое время он контролирует выполнение упражнений. На ранних этапах стоит вызывать логопеда на дом – тут для больного создана наиболее благоприятная атмосфера. При дальнейших успехах в восстановлении речи логопедические упражнения можно перенести в кабинет врача.

В этом случае логопед время от времени обследует пациента, контролируя ход восстановления и при необходимости корректируя программу.

Чтобы логопедические занятия обеспечили результат, потребуется точно придерживаться рекомендаций, заниматься упорно в течение длительного времени.

Восстановление речи после инсульта - упражнения

Сначала логопед проводит обследование пациента, анализирует его реакцию на тихую и громкую речь, жесты, оценивает способность понимать и запоминать.

Методики логопедической работы основаны на вовлечении разных структур мозга в речевой процесс. Применяются следующие упражнения для восстановления речи после инсульта:

  1. Фонетические – направлены на восстановление иннервации, контроля мимических мышц лица (особенно губ, языка). Больному предлагается повторить за врачом определенный звук, принадлежащий к одной из категорий – губной, шипящей и т. д. Это начальное упражнение также служит диагностикой формы потери речи. Применяются как отдельные звуки, так и целые скороговорки для развития речи – вначале они могут показаться слишком сложными, однако даже неудачные, но регулярные попытки их произнести приводят к позитивной динамике.
  2. Семантические – пациент должен включать активное мышление и находить новые смыслы в предложенных ситуациях, например, продолжить предложение, ассоциативный ряд. Больному может быть предложено вступить в диалог с врачом на какую-то нейтральную тематику.
  3. Наглядные, образные. Для людей с сенсорной афазией применяется метод иллюстраций. Используются иллюстрации из книг, специальных пособий или карточки с картинками. Такие упражнения побуждают находить соответствующие связи и последовательности.
  4. Творческие. В этой группе относят пение, музыкальные занятия, арт-терапию и т. д.

Виды афазии

Поскольку наша сегодняшняя тема это потеря речи после инсульта, то поговорим о ней чуть подробней. Нарушение речи после перенесённого инсульта называется афазия. Афазия после инсульта является очень распространенным осложнением.

Последствия приступа могут быть как хроническими, так и кратковременными, так как идёт нарушение речи при инсульте. Поражение затрагивает доли префронтальных областей.

В зависимости от вида нарушения невролог и логопед устанавливают наиболее лучшее лечение, которое даст больший эффект.

Виды афазии

Отмечаются несколько видов афазии, они разделяются в зависимости от этапа развития осложнения, давайте рассмотрим их подробней:

  • Тотальная афазия. Данная стадия развивается в течение первых дней. У пациента отмечается дезориентация, идёт нарушение речи после инсульта. Отмечаются временные провалы в памяти.
  • Моторная афазия. При условии, что была предоставлена адекватная медицинская помощь, тотальная афазия заменяется моторной. Во время данной стадии пациент начинает воспринимать речь из вне, но ответить всё ещё не способен. В самом благоприятном случае у больного отмечается несвязная, путаная речь.
  • Сенсорная афазия. При данном нарушении речевая функция блокируется лишь частично, к примеру, анализ речи нарушен, больной перестаёт воспринимать отдельные слога, звуки, слов, даже целые предложения. Родной язык может казаться больному не знакомым.
  • Акустико-гностическая. При данном виде поражается часть Вернике. Теряется только способность воспринимать речь извне.
  • Аффертно-моторная. Данный вид характерен тем, что больному необходимо, но тяжело найти определённую позу, для того что бы начать воспроизводить звук.
  • Амнестико-сематическая. Данное нарушение локализуется в области задневисочного и переднетеменного отделов коры головного мозга. В данном случае больной забывает про какие-то предметы и явления разного характера.
  • Динамическая. Данное нарушение локализуется в области заднелобных частей головного мозга. Больной не способен сконструировать мысль, а также воспроизвести её.

Во время диагностирования вида афазии необходимо заполнять специальные бланки исследования речи, данный документ позволяет в дальнейшем облегчить назначение терапии.

Также благодаря записям можно отслеживать процесс улучшения, или наоборот ухудшения состояния больного, и соответственно изменить ход терапии в случае необходимости.

Возникает закономерный вопрос: как восстановить речь после инсульта?

Основная терапия

Основная задача после инсульта это восстановление речи. В данное мероприятие должен быть вовлечён больной, а также его родственники, нельзя просто полагаться на препараты. Терапия по восстановлению функций речи должна проходить в первые полгода после перенесенного инсульта, только в этот промежуток времени можно добиться того, чтобы речь восстановилась.

Лечение афазии после инсульта должно проходить комплексно. Чтобы начать говорить о существенном прогрессе в выздоровлении, пациент должен полностью выполнять все предписания и выполнять комплекс физиотерапевтических упражнений.

Специалистами разработан специальный курс, пройдёмся по этим пунктам:

  1. Медикаментозное лечение.
  2. Курс восстановительных упражнений.
  3. Курс логопеда.
  4. Хороший уход за пациентом.

Лечение препаратами

Лечение афазии проходит по одной и той же схеме, нет определённых препаратов, которые направлены на исправление данного осложнения. Чаще всего прописывают лекарства, которые помогают улучшить ток крови в головном мозгу, способствуют правильному функционированию нервных окончаний.

Также назначают медикаменты улучшающие работу головного мозга, стимулирующие память, внимание, это естественно способствует положительному прогрессу выздоровления и уменьшают срок до выздоровления.

К каждому виду афазии разработан индивидуальный курс упражнений, их назначает высококвалифицированный врач. Стоит отметить, что отдельных видов афазии практически не бывает, чаще всего несколько типов смешиваются, и курс упражнений должен подстраиваться индивидуально.

Сегодня мы расскажем о том, какие существуют упражнения для восстановления речи, они хорошо помогают людям с афазией, и вполне здоровым людям. Они улучшают качество речи, дикции и тому подобное.

Такие упражнения по восстановлению речи после инсульта можно проводить даже в домашних условиях.

Давайте начнём.

  • Нужно вытянуть губы в трубочку, а затем держим губы в таком состоянии 4-6 секунд. Повторять упражнение 6-10 раз.
  • Нужно вытянуть нижнюю челюсть вперёд, затем с помощью нижней челюсти захватить верхнюю губу и удерживать в таком состоянии 2-3 секунды. Повторять упражнение 6-10 раз.
  • Похожее упражнение разница лишь в том, что с помощью верхней Челюсти захватываем нижнюю губу, затем удерживаем 2-3 секунды. Повторяем упражнение 6-10 раз.
  • Необходимо вытянуть шею вперёд и открыть рот, затем максимально высовываем язык, задерживаемся в такой позиции 3-4 секунды. Повторяем 6-10 раз.
  • Необходимо провести языком по губам от правого уголка до левого,затем от левого до правого, таким образом 8-10 подходов.
  • Необходимо усердно пытаться свернуть язык в трубочку. Выполнять до усталости языка.
  • Закрываем рот и стараемся как можно ближе подвести язык к гортани. Выполнять до усталости языка.
  • Закрываем рот, но размыкаем зубы, затем водим языком сначала по верхним зубам,потом по нижним зубам, тоже самое с губами. Выполнять 8-10 раз.
  • Пытаемся цокать, желательно со временем ускорять темп, сколько сможет пациент.
  • Необходимо максимально выдвинуть язык, и параллельно пытаться шипеть.
  • Сначала широко улыбаемся, показывая зубы, затем также улыбаемся, но закрываем зубы губами.
  • Необходимо тянуться сначала к носу, затем к подбородку. Повторять 5-8 раз.
  • Необходимо посылать воздушные поцелуи, и параллельно громко чмокать. Повторять 12-14 раз.

Данные упражнения желательно выполнять ежедневно, по возможности больше одного раза. Для восстановления речи после инсульта эти упражнения должны идти вместе с основным лечением.

Помощь логопеда, является самой важной частью лечения речевых нарушений после инсульта. Обращаться к логопеду нужно после того, как специалист определил вид афазии, и только потом можно начинать логопедические упражнения, ведь специалист подбирает индивидуальный курс для каждого пациента.

Чаще всего в штате больниц всегда есть логопед-афазиолог, помощь данных врачей велика, более чем 35% пациентов восстанавливаются и начинают говорить ещё до окончания курса лечения.

Помимо этих основных методов лечения, есть и альтернативные методы, которые только начинают набирать обороты в медицинском мире, давайте рассмотрим и их тоже:

  • Хирургическое вмешательство. Данная методика используется крайне редко и только если другие методы были не эффективны. Целью операции является формирование экстра-интракраниального микроанастомоза, проще говоря, нейрохирург создаёт мостик соединяющий речевую область и зону которая не была повреждена вследствие инсульта. Минусы данного способа в том, что эффект от операции слабо выражен и речевая функция восстанавливается не полностью, поэтому риск превышает чистую пользу.
  • Лечебная физическая культура (ЛФК). Данный метод, можно использовать в тех случаях, когда основная проблема это не нарушение речевых областей, а развитый паралич мышц отвечающих за речевую функцию. Механизм лечения подобен расстройствам двигательных устройств. Проводят электрическую стимуляцию артикуляционных мышц, иглотерапию, при которой выявляют остаточные рефлексы мышц, и тому подобное. В этих моментах методика показывает великолепные результаты.
  • Лечение стволовыми клетками. Считается новейшей разработкой. Многие специалисты видят большой потенциал в таком способе, которая только начинает набирать обороты. Хотя в некоторых странах уже пользуются данным методом и он показывает положительные результаты.

Так как люди с афазией чаще всего живут дома, и их не всегда кладут в стационар на долгосрочное лечение, вы всегда можете встретиться с ними. На такие случаи нужно знать несколько советов, давайте рассмотрим их подробнее:

  • Всегда нужно помнить, что у больных страдающих афазией нарушена речевая функция, а не интеллектуальная.
  • Стоит разговаривать естественно, желательно разговаривать чуть медленней и чётче.
  • Помните что человеку с афазией нужно время для того что бы дать ответ. Нельзя спешить или давить на него, это может вызвать злость и раздражение с его стороны, что отрицательно повлияет на срок его реабилитации.
  • Откажитесь от длинных предложений со сложными словами, не стоит часто менять тему беседы.
  • По возможности составляйте простые вопросы, ответ на которые может быть односложным, если больной не сможет ответить, он скорее всего расстроится, что отрицательно повлияет на срок реабилитации.
  • Не перебивайте и не мешайте говорить пациенту с афазией. Если вы начнёте заканчивать за него фразы или исправлять его, это отрицательно отразиться на сроке его реабилитации.
  • Старайтесь создать благоприятную атмосферу. Избегайте посторонние шумы.
  • Для улучшения понимания, можно использовать рисунки, письменную речь и дополнять её жестикуляцией.
  • Если вы вдруг не поняли, что вам сказал человек с афазией, то лучшим шагом будет сообщить ему об этом. Притворство может расстроить его, что не очень хорошо отразится на сроке реабилитации.
  • Мягко помогайте человеку с афазией. Если он не может выговорить слово, то вам стоит попросить его описать предмет, описать звук с которого начинается это слово и тому подобное.

Речь – это нечто большее. Данная функция помогает нам общаться с друзьями, родственниками, помогает узнавать мир.

Такое осложнение как афазия, может сильно испугать не только больного, но и его родственников и близких друзей.

После инсульта у пациентов возникают системные речевые расстройства. Наиболее частые из них – дисфония (сложный патологический процесс, в ходе которого наблюдается нарушение голоса), дизартрия (дисфункция речевого аппарата, которая возникает из-за поражения нервной системы). После приступа у человека могут быть проблемы с опорно-двигательным аппаратом, сложности произношения звуков, искажение фраз и слов, нечеткость речи.

  • Тотальная афазия является самым тяжелым последствием поражения речевого центра. Проявляется отсутствием понимания обращенной речи и неспособностью говорить отдельные звуки или слова. Память на название предметов отсутствует. Речевой контакт с таким больным зачастую является невозможным.
  • Моторная афазия в морфологическом контексте проявляется отсутствием нормального построения предложений и полного произнесения слов. Часто больной произносит только некоторые слова, их части или непонятные звуки. Обращенную к нему речь понимает, узнает все предметы и визуально знает их названия. В случаях тяжелого поражения моторная афазия может проявляться отсутствием слов, невозможностью произносить любые звуки. Способность к узнаванию и пониманию речи при этом не всегда сохраняется.
  • Сенсорная афазия характеризуется нарушением понимания речи. При таких условиях анатомические нарушения слуховой активности отсутствуют. При этом собственная речь сохранена в полной мере. Больной может использовать объемные конструкции для выражения своих мыслей. Иногда при разговоре с кем-то больной может забывать название определенного предмета или путать названия, зная функции и характеристику. При этом иногда наблюдается замена звуков и букв в словах.
  • Амнестическая афазия заключается в забывании больным названий определенных слов или конструкций. При этом пациент помнит функциональное предназначение предмета, его цвет и размер, однако само слово подобрать не может. Понимание обращенной речи сохранено.
  • Еще одним важным следствием инсульта в плане изменений речи является дизартрия, то есть нарушение произнесения звуков. Слова, которые говорит такой человек, очень тяжело понять. Голос становится глухим, гнусавым. Часто дизартрия сопровождается нарушениями работы дыхательной системы и расстройствами глотания.
  • в присутствии больного нельзя применять резкие высказывания в его сторону или по поводу его заболевания, потенциальной невозможности выздоровления и тому подобное
  • нужно тщательно корректировать выражение лица и интонации при высказываниях, чтобы своим недовольством не повлечь ухудшение психосоматического состояния больного
  • общение с больным должно проходить в мягких и ласковых тонах. Однако это не должно напоминать общение с ребенком
  • ни в коем случае нельзя уменьшать количество общения. Это может способствовать развитию депрессивного состояния, а также отсрочит положительную динамику выздоровления путем стимулирования речевой деятельности
  • Моторная афазия. Причина ее развития лежит в поражении церебральных структур в области зоны Брока. Пациент распознает и воспринимает обращенные к нему слова, однако сам не в состоянии говорить. Фактор развития кроется в парезе структур, отвечающих за двигательную функцию мимических и иных мышц. Нарушается нервная проводимость. Моторный тип считается одним из сложнейших в плане курации.
  • Сенсорная афазия. Сенсорная афазия дает знать о себе при разрушении церебральных клеток в височной области (центр Вернике). В данном случае страдает способность понимать слова других людей. Пациент может говорить, но лишь частично. Монолог не отличается содержательностью и состоит из обрывков фраз.
  • Сенсомоторная афазия. Смешанный тип. Страдает способность говорить и воспринимать слова. Если пропала речь по такой причине, перспективы восстановления туманны.
  • Тотальная афазия. Заключается в полной утрате фикции по генерации и восприятию речи. Наблюдается при массивных нарушениях мозгового кровообращения.
  • Семантический тип поражения. Пациент воспринимает слова, может говорить, однако утрачивает способность анализировать сложные речевые и письменные структуры: путается в окончаниях, управлении в словосочетаниях, не понимает смысла некоторых выражений. Пропадает навык к анализу.
  • Амнестически нарушения. При данном типе патологии больной забывает названия знакомых предметов, путается в абстрактных понятиях.
  • Афферентные нарушения. Связаны с трудностями непосредственного произношения отдельных звуков.
  • Динамические нарушения. Изменяют аналитические способности пациента к поиску верных грамматических конструкций.

Суть логопедического массажа после инсульта

Реабилитация больного обязательно должна продолжаться и в домашних условиях. Семья играет большую роль в восстановлении коммуникативных навыков у человека, перенесшего инсульт. Следует учесть, что занятия с больным дома можно начинать только после консультации с врачом.

Восстановление речи после инсульта - упражнения

Для наилучшего эффекта от домашних занятий и скорейшего восстановления речевых функций необходимо соблюдать ряд правил:

  1. После инсульта быстрее восстановить речь поможет постоянное общение, нужно стараться вовлекать его в разговоры, стимулировать его участие в жизни семьи, спрашивать совета. Пусть он еще не может полностью сформулировать фразу, но то, что он не изолирован от проблем и радостей родственников, дает ему стимул для дальнейшего восстановления.
  2. Даже если больной не хочет ничего делать для выздоровления, отказывается от занятий и не желает общаться, не следует отказываться от реабилитационных мероприятий. Родственники должны мягко, но настойчиво, не выдавая своего разочарования, продолжать разговаривать с ним, чтобы помочь восстановлению функции восприятия речи.
  3. При проведении реабилитационной домашней терапии нужно запастись терпением и выдержкой. Нельзя ни в коем случае проявлять агрессию по отношению к больному, который иногда может замыкаться в себе, отказываться от восстановительной работы и полностью отгородиться от окружающей действительности. Только мягкое и доброжелательное отношение поможет быстрому выздоровлению пациента.
  4. Для того, чтобы у больного было желание заниматься, необходимо дозировать нагрузку, понимая, что человек не может сразу начать говорить. Для восстановления связной речи нужно довольно длительное время, поэтому нельзя при занятиях показывать больному свое разочарование от того, что ему что-то не удается. Он может сразу же потерять оптимизм и замкнуться в себе.

Комплекс речевых упражнений для постинсультных больных на первый взгляд не представляет особой сложности, но следует учитывать, что на первых порах даже простое движение губами доставляет пациенту значительные трудности. Логопедами рекомендован следующий набор упражнений для восстановления функций речевого аппарата:

  1. В течение 5 секунд вытянуть губы вперед и затем вернуть в исходное положение.
  2. На 5 секунд с силой захватить верхними зубами нижнюю губу, потом на 5 секунд отпустить.
  3. Проделать предыдущее упражнение с применением нижних зубов и верхней губы.
  4. На 3 секунды вытянуть шею и показать язык, отдыхать 3 секунды.
  5. Облизывать губы, сначала верхнюю потом нижнюю движениями справа налево, затем слева направо.
  6. На 3 секунды высунуть сложенный трубочкой язык.
  7. Кончиком языка дотягиваться до неба.
  8. Хорошим упражнением для речевых мышц является также произнесение скороговорок.

Кроме упражнений для восстановления мышечной работы речевого аппарата, советуют применять также следующие приемы, которые помогут дополнить комплекс, рекомендованный логопедом:

  1. Необходимо стараться при общении с больным говорить медленно и короткими фразами, так как человек, перенесший инсульт, с трудом воспринимает быструю и пространную речь.
  2. Если больной пытается что-то сказать, не стоит торопиться и пытаться закончить предложения вместо него. Нужно спокойно выслушать, не показывая своего нетерпения.
  3. Постараться не оставлять больного без внимания, привлекать его к любым видам деятельности – собирание пазлов, рисование, участие в настольных играх. Человек должен чувствовать, что он является частью семьи. В ходе игры нужно стимулировать его для поддержания разговора, даже если он еще не может полноценно формировать звуки.
  4. В повседневной жизни необходимо постоянное побуждение больного к участию в беседах. Пусть сначала это будут самые простые разговоры, отвечать на которые можно просто кивком. Все равно в данном случае восстанавливается коммуникационный процесс.
  5. В ходе ежедневных занятий нужно стимулировать восстановление памяти больного, давая ему простые задания на восприятие речи. Например, показывать и называть картинки с простыми предметами и действиями.
  6. При занятиях также не следует забывать о чтении и письме. Сначала это может быть простое размещение больным подписей к картинкам, выбор букв или цифр.

Восстановление речи после перенесенного инсульта – длительный процесс, иногда на реабилитацию уходят годы. Но следует иметь в виду, что афазия – это ни в коем случае не психическая болезнь, больной человек просто не может правильно выговорить звуки, поэтому, занимаясь с постинсультным пациентом, необходимо сохранять спокойствие, говорить мягко и негромко.

Кроме упражнений и мероприятий по восстановлению функций речевого аппарата, необходимо также проводить реабилитационную терапию для нормализации процессов памяти. Нужно подчеркнуть, что восстановление памяти после инсульта проходит в течение длительного времени обязательно под наблюдением лечащего врача.

Для восстановления мозговой деятельности необходимо выполнять с больным следующее:

  1. Игры с пальцами. Читаются простые детские стихи, при этом больной загибает пальцы, хлопает в ладоши, сжимает ладони в кулаки, делает поглаживающие движения руками. Задача пациента – запомнить правильный порядок выполнения действий при определенных словах. Такое упражнение помогает повысить внимание и тренирует память. Очень хорошо, если пациент сам начинает произносить строки стишка. Это может быть всего одна фраза в день, тем не менее он ее запоминает, то есть происходит восстановление функций памяти.
  2. Стараться вспоминать вместе с больным о положительных моментах его жизни, вспоминать истории из его детства, радостные и смешные события юности.
  3. Игра в города. Проводится не торопясь, называется город, желательно хорошо известный больному, вместе с пациентом стоит вспомнить о приятных вещах, связанных с этим городом, и только потом попросить его назвать город на последнюю букву предыдущего.
  4. Читать с больным детские книги, напечатанные крупным шрифтом. Если пациент забыл алфавит, то стоит начать по новой обучение при помощи букваря.
  5. Обязательно нужно постоянно беседовать с больным, задавая ему простые вопросы о его увлечениях, о том, что ему интересно, чтобы побудить его к ведению диалога.
  6. Необходимо также развивать ассоциативное мышление больного, например, сопоставлять определенных людей или события с чертами, присущими только им. Это может быть одежда человека, запах духов, погода.

Никто не может сказать, что в большей степени будет способствовать восстановлению памяти. Поэтому нужно проделывать ежедневно эти действия и, возможно, даже незначительное воспоминание даст толчок к восстановлению в памяти забытых человеком навыков и событий.

Лечение препаратами

Многих людей интересует вопрос: «Логопед-афазиолог – кто это, чем занимается этот специалист и насколько эффективны его методы терапии?». В медицинской практике этот специалист проводит логопедические занятия, которые позволяют восстановить речь взрослым после тяжелого нарушения мозгового кровообращения, нейроинфекционных болезней, доброкачественных или злокачественных новообразований.

Эффективность лечения зависит от четырех основных факторов:

  • оперативности начатого лечения: чем быстрее будет проведена полноценная комплексная терапия, тем меньше времени понадобится на реабилитацию;
  • пораженного центра речи;
  • вида афазии;
  • обширности зоны некроза некоторых зон головного мозга (если затронуты нервные клетки, которые отвечают за функцию речи, возникнет тяжелая форма афазии).

Восстановление речи после инсульта - упражнения

Восстановление речи при афазии может занять от 2-3 дней до 1-3 лет. Если пациент будет прикладывать много усилий, есть большая вероятность восстановления речи. Бороться с недугом поможет невропатолог, логопед-афазиолог, реабилитолог.

Логоритмические занятия – это игры, которые позволяют повторно развить моторику и произношение. К восстановительным техникам относятся игровые, двигательные и музыкальные игры. Задания выдаются специалистом на карточках, они соответствуют возрасту и уровню развития пациента.

Игры для логоритмических занятий с больными афазией считаются эффективными и применяются многими отечественными и иностранными медиками. Заниматься с игровыми карточками нужно каждый день, чтобы задействовать память и приблизить полное выздоровление.

Самым важным периодом для коррекции речевого аппарата после приступа являются первые 6-12 месяцев.

В начале урока логопед проводит речевое растормаживание. Он находит эмоциональную составляющую, которая заставляет больного самостоятельно выходить на диалог, если пациент реагирует на речь врача. Логопедический материал для занятий подбирается по результатам проведенных тестов.

Не стоит менять медика в процессе восстановительной работы, если он справляется со своей задачей, поскольку он за время занятий сможет узнать ближе человека, найти индивидуальный подход. С каждым уроком нужно увеличивать нагрузку.

Специалист составляет план занятий, которые не будут сильно нагружать больного. Обязательным является выполнение специальных упражнений (прочтение скороговорок, рисование, проведение мимического и логопедического массажа). Занятия с логопедом для людей после инсульта могут проводиться на дому. Коррекция проводится совместно с употреблением лекарственных средств, физиотерапией и другими манипуляциями, которые назначил доктор.

Занятия с логопедом после перенесенного приступа очень эффективные, особенно если применяются элементы музыкотерапии. Коррекционные методики основаны на выполнении больным несложных упражнений, которые помогают ему скорее восстановить речевую функцию.

Очень часто логопеды советуют родным присутствовать на уроках, чтобы потом они могли заниматься с больным дома. Родственникам больного необходимо знать, как восстановить речь после инсульта в домашних условиях. А присутствие на занятии позволит освоить технику выполнения упражнений и правильно их повторять. Добиться хорошего результата можно лишь при тщательной и регулярной ежедневной работе. Немаловажной является психологическая поддержка.

  • выполнять двигательные и речевые упражнения совместно с больным;
  • обеспечивать гигиену, профилактику пролежней и быт;
  • проводить массаж на минимально необходимом уровне;
  • следить за приемом медикаментов, назначенных врачом.

Виды афазии

Сначала в таких случаях речь идет об общей терапии, которая направлена на улучшение и стабилизацию состояния всего тела. После относительного улучшения лечение направляют на преодоление патологий работы некоторых видов активности, пострадавшие после заболевания.

На начальных этапах такая работа заключается в проведении терапевтических сеансов с логопедом. Врач будет способствовать восстановлению утраченных функций и общему улучшению работы речевой системы. При этом большое значение имеет систематичность проведения такого лечения. При наличии такой возможности сеансы нужно проводить как можно чаще, что будет способствовать ускорению наступления результатов.

Такая терапия имеет позитивный эффект только в сочетании с приемом фармакологических средств. Параллельно с проведением сеансов у логопеда больной должен принимать курс гемостатиков или тромболитиков (в зависимости от вида перенесенного инсульта).

Иногда практикуют хирургическое вмешательство для восстановления утраченных функций и преодоления различных видов афазии. Однако такой метод воздействия применяется относительно реже, поскольку может привести к непредсказуемым последствиям. Несмотря на уровень развития технологий и профессионализм хирургической бригады, при проведении таких манипуляций и вмешательства, которые проводятся на головном мозге, всегда существует определенная опасность.

Физиотерапевтические процедуры применяются как дополнительный метод при лечении патологий речи, которые возникают в постинсультном состоянии. В перечень таких методов внешнего воздействия входит лечение электротоком (например, электрофорез), магнитным воздействием, рефлексотерапия и иглотерапия, использованием пиявок.

Часто применяют различные виды массажа. Этот перечень физиотерапевтических процедур не является полным и может варьироваться в зависимости от особенностей организма и его потребностей. Назначение таких средств воздействия осуществляется только реабилитологом. Последний также тщательно следит за выполнением всех процедур больным, правильностью их осуществления, а также динамикой наступления положительного результата.

  1. Тотальная – человек не может говорить и не понимает слов других людей.
  2. Моторная – пациент понимает фразы окружающих людей, но ответить полноценными предложениями не может. Он произносит отдельные звуки, но сложить их в единое целое не получается.
  3. Амнестическая – больному не удается называть предметы, он забывает нужные ему слова.
  4. Семантическая – невозможность человека воспринимать сложные речевые конструкции, простые словосочетания он понимает довольно легко.
  5. Сенсорная – у пациента сохраняется слух, голос, но он не воспринимает слова, которые говорят ему близкие и родные.

Для диагностики речевого расстройства следует обратиться к логопеду и пройти специальные исследования. Занятия со специалистом рекомендуется начинать в ходе лечения заболевания.

Логопедическая работа после инсульта очень важна, но занятия не должны нагружать больного (длительность одного урока примерно составляет от 5 до 10 минут). Максимальное время занятия не должно превышать 30 минут.

В зависимости от локализации поражения способность говорить, исчезает полностью или частично (в этом случае ответить на вопрос «восстанавливается ли речь?» стоит положительно).

Чем тяжелее степень поражения церебральных структур, тем более выражены нарушения. Если очаг значительных размеров, исчезает возможность говорить и понимать обращенные слова (в этом случае восстановить речь после инсульта очень сложно).

Тип афазии, равно как и тяжесть состояния напрямую зависят от локализации патологического очага.

Различают следующие виды афазии:

  1. Моторная – поражается зона Брока. Результатом такой патологии служит полное отсутствие речи.
  2. Акустико-гностическая – поражается зона Вернике. Нарушается анализ и синтез, фонематический слух, приводящий к невозможности понимания обращенной речи.
  3. Афферентная моторная – поражаются нижние отделы постцентральной коры. Пациенту трудно отыскать отдельную артикулярную позу, чтобы воспроизвести звук.
  4. Амнестико-сематическая – поражаются задневисочные и переднетеменные отделы коры головного мозга. Пациент забывает явления и предметы, происходит нарушение понимания грамматических конструкций.
  5. Динамическая – поражаются заднелобные отделы головного мозга. Человеку трудно выстроить внутреннюю программу высказываний и реализовать ее во внешней речи.

Восстановление речи после инсульта упражнения

Оглавление: [скрыть ]

Процесс восстановления речи необходимо начинать как можно раньше. Лучше всего делать это сразу, как только состояние человека, перенесшего инсульт, стабилизировалось. Не рассчитывайте на то, что уже после проведения первых упражнений вы получите хорошие результаты. Для их появления вам потребуется гораздо больше времени, чем для восстановления контроля над двигательным аппаратом.

Как показывает практика, чтобы произошло полное восстановление речи после инсульта, пациентам потребуется более шести лет.

Специалисты считают, что результат напрямую зависит от желания и усердия самого больного. Так как все люди разные, то и выздоровление у всех происходит с различной скоростью.

За ходом восстановления речи обязательно должен следить врач-логопед. Именно он назначает либо лечение при помощи медикаментов, либо специальные упражнения. Многие родственники считают, что могут справиться сами, однако это глубокое заблуждение. Можно не только загубить все лечение, но и нанести вред человеку после инсульта.

Существует несколько видов расстройства речи, каждый из них требует индивидуального подхода в лечении.

  1. Афазия. Этот вид характеризуется нарушением непосредственно речи, при котором человек не способен воспроизводить даже самые элементарные слова. Проявляется афазия отсутствием способности распознавать речь в любом ее проявлении. Но отдельные звуки и слова пациент все же способен воспринимать. Кроме того, человек после инсульта не способен воспроизводить даже самые простые слова, так как в основных отделах неокортекса отсутствует важный импульс. Есть еще одна разновидность этой формы – тотальная афазия. Ее отличие заключается в том, что больной не может ни говорить, ни осознавать смысловое значение слов, произносимых другими людьми.
  2. Дизартрия. У пациентов, имеющих заболевание этой формы, происходит нарушение произношения слов и звуков. Несмотря на то что человек отлично понимает речь других людей, к тому же он не утратил способности к письму и чтению, все-таки он не может правильно произносить слова.

Это связано с тем, что мышцы, отвечающие за выполнение речевой функции, не работают так, как нужно. При этом происходит нарушение артикуляции, которое вызвано поражением зон головного мозга.

Многих очень волнует вопрос, как восстановить речь после инсульта. Сегодня многие специалисты работают в этом направлении, поэтому восстанавливать утерянную способность говорить после инсульта можно несколькими способами.

Способы лечения афазии.

  1. Логопедический метод. Для лечения пациента используются различные упражнения для восстановления речи. Во время тренировок специалисты часто используют терапию мелодической интонации, которая служит для активизации функций правого полушария мозга. В наше время такой метод проводится при помощи компьютерных технологий. При взаимодействии инновационных технологий и фармакологических методов можно достигнуть желаемого результата и полного восстановления речи. При афазии более тяжелого уровня специалисты могут назначить еще ряд дополнительных мероприятий для возвращения поврежденного полушария мозга в нормальное состояние.
  2. Хирургическое вмешательство. С помощью экстра-интракраниального микроанастомоза можно произвести реваскуляризацию пострадавших после инсульта речевых зон. Благодаря этому улучшается кровообращение головного мозга и происходит оптимизация состояния нервных клеток с возвращением к ним функциональной деятельности. Назначается ЭИКМА, когда прочие методы для восстановления речи не принесли положительных результатов или не имеется возможности для проведения необходимых мероприятий.
  3. Физиотерапевтические процедуры. К ним относится электростимуляция речевой мускулатуры. Этот метод очень эффективен при наличии диагноза моторная афазия, но пока он не имеет широкого распространения. Терапия при помощи иглорефлексии. Можно откорректировать артикуляцию, а также восстановить речевую деятельность. Иглорефлексотерапия назначается и при моторной афазии, однако на сегодняшний день информация о ее эффективности отсутствует.
  4. Можно осуществлять визуальный контроль над речью при помощи функционального биоуправления, но положительного результата при этом методе у пациентов, имеющих расстройство понимания, добиться довольно трудно.

Основой лечения дизартрии является обучение пациента, перенесшего инсульт, заново произносить слова. Для этого необходимо восстановить в памяти навыки работы подвижной челюсти и полости рта. Для того чтобы восстановить речь при дизартрии, необходимо выполнять следующие упражнения:

  1. Гимнастика для языка: поочередное расслабление и напряжение языка (высовывая его, упереться языком в зубы и совершать движения по кругу).
  2. Посетить врача-логопеда, который назначит необходимые мероприятия для коррекции и восстановит глотательную функцию.
  3. Терапия при помощи лекарственных препаратов. Эти меры препятствуют образованию осложнений и способствуют улучшению кровообращения.

Чтобы восстановить речь после перенесения инсульта, необходимо каждый день выполнять следующие упражнения:

  1. Вытянуть губы трубочкой, затем расслабить. Время выполнения – по 5 секунд, потом – 2 секунды на отдых, и выполнение упражнения начинается снова.
  2. Захватить нижнюю губу зубами, слегка прикусить ее, потом отпустить и расслабить губы. После этого захватить зубами и немного прикусить верхнюю губу. Время выполнения упражнения по 5 секунд для каждого положения.
  3. Максимально высунуть язык вперед на три секунды, потянуть вслед за ним шею, расслабиться.
  4. Поочередно облизывать губы сначала в одну сторону, а потом в другую, и так несколько раз. После этого движение нужно продолжать по кругу.
  5. Высунуть вперед язык на три секунды, предварительно свернув его трубочкой. После этого необходимо отдохнуть три секунды.
  6. Надо напрячь язык, дотронуться его кончиком до неба, затем расслабиться.
  7. Хороший эффект дает пение. При этом методе следует для больного как можно чаще петь его любые песни, он может попытаться их подпевать, повторяя окончания или отдельные слова в песне.
  8. Очень хорошо использовать скороговорки, проговаривая их вместе с больным. Они способствуют скорейшему восстановлению речи.

Главное в процессе восстановления речи – помнить о том, что этот процесс длительный и потребует очень много усилий и терпения. Старайтесь, чтобы больной видел только положительный настрой и хорошее отношение к себе. Убедите вашего близкого в том, что он не является обузой. Он должен чувствовать вашу любовь по отношению к себе и что вы ради его выздоровления готовы на все. Только так он сможет быстрее восстановиться.

Для того чтобы человек снова начал разговаривать, важно выполнять все предписания врача-логопеда и не заниматься самолечением. Если что-то сразу не получилось, не надо отчаиваться, с каждым днем можно замечать все новые успехи, которые будут являться стимулом для скорейшего выздоровления.

Не стоит забывать и о том, что для получения желаемого результата очень важна регулярность и системность.

Упражнения для восстановления речевого аппарата выполняются в кабинете доктора или дома. Они направлены на разработку артикуляционных мышц и нервных окончаний. В начале реабилитации упражнения выполняются один раз в день, затем через каждые три дня их количество увеличивается. Максимальное количество повторений одного упражнения – семь раз. Упражнения после инсульта для восстановления речи делаются не более 3 раз в сутки.

1. Вытягиваем губы трубочкой и в таком положении «застываем» на протяжении 5 секунд.

2. Вытягиваем шею вперед и высовываем язык. Манипуляция занимает 3-5 секунд.

3. Вытягиваем язык и касаемся правого, затем левого уголка губ.

Восстановление речи после инсульта - упражнения

4. Сильно надуваем щеки, ждем 5-10 секунд.

Логопедические упражнения в домашних условиях после инсульта – это действенный способ восстановления речи. Медики также рекомендуют при невнятной речи делать массаж языка обычной зубной щеткой (манипуляция расслабляет орган).

Разновидности массажей после инсульта:

  • пальцевый;
  • зондовый;
  • с помощью зубной щетки.

Длительность манипуляции варьируется от 15 до 20 минут. Максимальный курс терапии – 20 дней, затем следует сделать перерыв – 1,5-3 месяца. Для массирования, человеку нужно лечь, сесть или находиться в полулежачем положении. Желательно ходить на процедуру к логопеду, который владеет техникой выполнения массажа.

Противопоказана манипуляция при судорогах, повышенной температуре, воспалениях, диатезе, аллергиях, стоматите, увеличении лимфоузлов, психических расстройствах, усталости, конъюнктивите.

Очень важно не навредить: не давать излишнюю речевую нагрузку или сложные упражнения, иначе так можно разрушить оптимизм пациента.

Бывают случаи, когда близким людям не хватает терпения, они желают уже в скором времени услышать внятную и вразумительную речь.

Неуспех пациента вызывает у них разочарование, что сразу же сказывается на их мимике. Человек, перенесший инсульт, теряет позитивный настрой и может в дальнейшем вовсе отказаться от занятий.

Для восстановления речи в домашних условиях используют специальные упражнения, для здорового человека они покажутся уж очень простыми, но надо понимать, что для пациента после инсульта очень трудно даже шевелить губами.

Выполняют следующий комплекс упражнений:

  1. Втянуть губы трубочкой и возвращать в исходное положение. Длительность втягивания и отдыха составляет 5 секунд.
  2. Захватить верхними зубами с напряжением нижнюю губу, а затем отпустить. Время захвата и отдыха – по 5 секунд. Аналогичные движения выполняются, но только уже для захвата верхней губы нижними зубами.
  3. Максимально высунуть язык, одновременно вытягивая шею, задержаться на 3 секунды, затем отдых 3 секунды.
  4. Облизывание губ, начинать нужно с верхней губы, перемещаясь, справа налево, а после слева направо. Аналогичные движения выполнить с нижней губой.
  5. Сложить язык трубочкой, высунуть его на 3 секунды, затем сделать отдых.
  6. Дотянуться кончиком языка до неба.
  7. Проговаривание скороговорок.

Такая терапия направлена на обновление и восстановление пораженных инсультом тканей и сосудов. Роль стволовых клеток направлено на распознание пораженных очагов и замену отмерших нейронов здоровыми клетками нервной ткани.

Лечение препаратами

Как восстановить речь после инсульта: восстановление с помощью упражнений, медикаментозных и народных средств

Лечение препаратами

Пациентам с таким нарушением назначается комплексное лечение. Важно отметить, что восстановление речи после инсульта требует много времени, терпения и сил. Успех лечения зависит не только от терапевтических мер, но и от степени участия самого больного. Для устранения афазии и других подобных нарушений речи используются следующие методы:

  • прием лекарственных препаратов;
  • работа с логопедом;
  • лечение стволовыми клетками;
  • работа с психологом;
  • выполнение упражнений в домашних условиях.

Важным пунктом возобновления способности нормально разговаривать после инсульта является медикаментозная терапия. Больным с нарушениями речи назначаются нейропротекторы. Основу таких лекарств составляют антиоксиданты и ноотропные средства, которые применяются с целью защиты нейронов головного мозга больного от новых повреждений и восстановления угнетенных клеток.

Если вовремя провести тромболизис при ишемическом инсульте, то можно предупредить развитие афазии и избежать повреждений клеток головного мозга. Специалисты провели немало исследований и установили эффективность разных препаратов при восстановлении речи. Изучались следующие средства:

  1. Пирацетам – известный ноотроп. Лекарство в составе комплексной терапии способствует быстрому возобновлению речевых функций после инсульта.
  2. Бромокриптин – это стимулятор центральных и периферических допаминовых Д 2-рецепторов. По данным, проведенных исследований, средство не помогает восстановить способность разговаривать при лечении пациентов, перенесших инсульт.
  3. Декстран 40 – это плазмозамещающее средство. При назначении пациентам после инсульта препарат может ухудшить прогноз и результаты лечения речевых патологий.
  4. Моклобемид – препарат относится к ингибиторам МАО (моноаминоксидазы), влияет на процесс окисления мозговых нейронов ферментами, восстановлению способности разговаривать после инсульта не помогает.
  5. Донепезил – популярное средство из группы ингибиторов ацетилхолинэстеразы центрального действия. При лечении афазии препарат положительно влияет на глобальную речевую функцию.
  6. Мемантин – средство от деменции мозга. При использовании в составе комплексной терапии помогает восстановить речь пациентов, перенесших инсульт.
  7. Леводопа – известное противопаркинсоническое средство. При лечении речевых нарушений после инсульта препарат никак себя не зарекомендовал. Мнение специалистов по поводу этого лекарства противоречивы.
  8. Декстроамфетамин – психостимулирующий препарат. Лекарство часто применяют для лечения афазии. В составе комплексной терапии таблетки демонстрируют свою эффективность.
  9. Холинэргические препараты входят в группу атропина. Эффективность этих средств при восстановлении речи у больных, перенесших инсульт, недостаточно изучена.

Какой бы инсульт, геморрагический или ишемический, не стал причиной нарушений речи, от пациента потребуется максимум усилий для восстановления утраченной функции.

Восстановление речи после инсульта - упражнения

Сразу оговоримся, что ни старания больного восстановить речь, ни затраченные средства на профессиональную логопедическую помощь, результата не принесут, если не учитывать следующие обстоятельства:

  • Степень тяжести перенесенного заболевания;
  • Необходимость систематической медикаментозной терапии.

Некоторые источники указывают, что мероприятия по восстановлению речи после перенесенного инсульта следует начинать чуть ли не с первой недели заболевания. Этот подход в корне неверен. В первые 7 дней, которые считаются острым периодом инсульта, вопрос о восстановлении речи не стоит, имеет место лишь исход заболевания.

Смертность от инсульта очень высока и достигает чуть менее 40% от всех случаев. Поэтому первые недели – это настоящая борьба с недугом. А вот восстанавливать речь пациент начнет уже после выписки из стационара, в комплексе с другими мероприятиями реабилитации.

Полное отсутствие или нарушение речи носит понятие афазии. Различают следующие виды афазий после ишемического инсульта:

  1. Тотальная. Речь отсутствует совсем. Часто полное отсутствие речевой функции сочетается с нарушением узнавания близких, понимания окружающих событий.
  2. Сенсорная (афазия Вернике). Нарушение, при котором пациент не может понять речь других людей. Воспринимает родной язык, как иностранный.
  3. Моторная. Пациент понимает, что ему говорят, реагирует в ответ. Речь представлена отдельными звуками.
  4. Амнестическая. Пациент не может называть окружающие предметы. Из личного словарного запаса ему трудно выбрать соответствующее слово.
  5. Семантическая. Больной не понимает сложно построенные предложения, сравнения, синонимы. При обращении к такому человеку следует использовать простые предложения.

Учитывая вид афазии у конкретного человека, создается индивидуальная программа реабилитации по восстановлению речи.

Начинать занятия с логопедом лучше в домашних условиях. Привычная окружающая обстановка помогает пациенту расслабиться и направить все усилия на выполнение логопедических упражнений, не рассеивая внимание на посторонние предметы. Важно, чтобы родственники поддерживали пациента – не говорили о его заболевании, не обсуждали между собой трудности общения с ним. Необходимо поддерживать больного, вместе с ним радоваться даже незначительным успехам.

Начинает занятия логопед с диагностики нарушения речи у конкретного пациента. Для того чтобы разработать индивидуальную программу занятий в домашних условиях, следует установить степень и форму нарушения речи, проверить реакцию больного на слабые речевые раздражители – тихий разговор, шепот и т.д.

Восстановление речи после инсульта - упражнения

Первое занятие не должно вызывать трудности у больного. Следует предлагать выполнять достаточно легкие речевые упражнения, чтобы пациент понял, что они ему по силам.

Постепенно сложность упражнений по восстановлению речи следует усложнять. Не стоит требовать произносить конкретные названия предметов, урок должен вынуждать его к диалогу. Если до перенесенного ишемического инсульта пациент умел и любил петь, этот навык можно успешно использовать. Пение помогает быстро восстановить речь. Для музыкальных занятий следует подобрать песни, слова которых пациент хорошо знал.

Можно использовать и навыки рисования, различные карточки с изображениями предметов. Методика с использованием наглядных изображений успешно применяется у людей с сенсорной афазией. Логопед показывает карточку, предлагая пациенту перерисовать ее, а после назвать изображенные на ней предметы.

Продолжительность урока в ранний период восстановления после ишемического инсульта должна составлять от 7 до 15 минут. Впоследствии длительность занятий постепенно доводят до получаса.

Заниматься больше 30 минут смысла нет, пациенты, перенесшие ишемический инсульт, быстро устают. Излишнее усердие в выполнении упражнений способно уничтожить достигнутый прогресс.

Поможем логопеду?

Зачастую члены семьи больного стремятся ускорить результат – заставляют больного выполнять логопедические упражнения вне урока. Так вот, делать это стоит только по назначению логопеда. Обычно родственникам не рекомендуют присутствовать во время занятий – это отвлекает пациента.

После перенесенного ишемического инсульта люди становятся очень ранимыми, быстро раздражаются, могут быть плаксивыми. Выполнять речевые упражнения им и так достаточно сложно, важно не спешить и не заставлять больного.

А вот действительно помочь логопеду родственники могут, тщательно выполняя его рекомендации. Родные должны контролировать своевременный прием медикаментов, правильно организовать режим больного после перенесенного ишемического инсульта. К примеру, просмотр телепередач не должен превышать 2 –х часов – это утомляет больного.

Необходимо ходить с пациентом на прогулки, следить за его питанием. Терапия народными средствами помогает ускорить процесс восстановления.

Используют для лечения после инсульта лекарственные отвары из следующих компонентов:

  • Сосновых или еловых шишек;
  • Калины;
  • Можжевельника;
  • Чабреца;
  • Шалфея.

Кроме монокомпонентых применяют и сложные лекарственные сборы. Для лечения народными средствами готовят лекарственные чаи следующих составов:

  1. Подорожник, тысячелистник, зверобой.
  2. Грецкий орех, очанка, земляника.
  3. Календула, репешок, шиповник.

По рекомендациям народных медиков, восстановлению речи больше всего способствует чай из шалфея. Заваривают его обычным способом, и предлагают пациенту в течение дня небольшими порциями – по 4-5 глотков до 5 раз в сутки.

В стремлении помочь человеку после инсульта следует помнить, что только общие и согласованные действия медиков, логопедов, родственников и самого пациента принесут желанный успех. Поэтому не форсируйте события, относитесь к пациенту с терпением и любовью. Лишь тогда все получиться!

Делаем выводы

Восстановление речи после инсульта - упражнения

Инсульты — причина почти 70% от всех смертей в мире. Семеро из десяти человек умирают из-за закупорки артерий мозга. А самым первым и главным признаком закупорки сосудов является головная боль!

Закупорка сосудов выливается в болезнь под всем известным названием «гипертония», вот лишь некоторые её симптомы:

  • Головная боль
  • Учащение сердцебиения
  • Черные точки перед глазами (мушки)
  • Апатия, раздражительность, сонливость
  • Нечеткое зрение
  • Потливость
  • Хроническая усталость
  • Отеки лица
  • Онемение и озноб пальцев
  • Скачки давления

Внимание! Если заметили у себя хотя бы 2 симптома — это серьезный повод задуматься!

Чем быстрее будет начата реабилитация, тем скорее человек сможет нормально разговаривать со своими близкими и родными. Помимо упражнений и медикаментозного лечения специалисты с медицинским образованием могут прибегать к другим методам терапии (оперативному вмешательству, физиотерапии, иглорефлексотерапии, функциональному биоуправлению).

Двигательная реабилитация

Основные направления коррекции:

  • Медикаментозная помощь – основная часть восстановления. Препараты назначают терапевт и невролог. Другие специалисты могут быть задействованы при сопутствующих патологиях или для выполнения ежедневных манипуляционных процедур.
  • Массаж, мануальная терапия, физио- и иглотерапия проводятся в стационаре специалистом реабилитационного профиля либо на дому у больного. Данные процедуры необходимы для снятия излишнего напряжения и спазмов мышц.
  • Лечебная физкультура (кинезитерапия) – проводится кинезитерапевтом с целью восстановления полного объема движений, равновесия, навыков самообслуживания. Также с перенесшим инсульт пациентом работает эрготерапевт – оказывает помощь в повседневной жизни с целью восстановления и поддержания временно утраченных навыков.
  • Занятия с логопедом-афазиологом – специалист проводит речевое растормаживание, восстановление глотательной функции. Хороший эффект дают музыкотерапия, рисование, пение, упражнения на фонетическое восприятие речи, контроль звукопроизношения, развитие связной речи и функций высшей нервной деятельности.
  • Занятия с клиническим психологом и/или нейропсихологом с целью восстановления когнитивных, речевых функций, психоэмоционального состояния и социальной адаптации. Данные специалисты также могут провести дополнительную консультацию для родственников больного, на которой расскажут, как будет проходить восстановление, как лучше обращаться с больным и так далее.

Проблема реабилитации после инсульта очень актуальна. Сейчас, в 2019 году, принимаются новые государственные нормативы оказания реабилитационной помощи и новый состав реабилитационных бригад. Также принимаются новые профессиональные стандарты специалистов, оказывающих реабилитационную помощь. Пока не будет утвержденных стандартов, названия специалистов и их количество может варьироваться, многим придется пройти дополнительное обучение для соответствия нормативам. Со временем уровень профессионализма специалистов будет расти.

Логопед после инсульта

К сожалению, не все услуги реабилитации после инсульта доступны по ОМС. Например, консультации и занятия с нейропсихологом даже в крупных реабилитационных центрах доступны только по хозрасчету. Также занятия с логопедом-афазиологом по общей страховке больные могут получить лишь в ограниченном количестве.

Также при реабилитации после инсульта необходимо учитывать, что часть восстановительных мероприятий стоит проводить в острой фазе, другие показаны только после стабилизации состояния. Поэтому требуется, чтобы работа специалистов была слаженной.

Сроки реабилитации зависят от полученных первоначальных повреждений, общего состояния организма, а также от того, как быстро началась реабилитация. Средние сроки восстановления речевой и двигательной функций после тяжелой формы инсульта составляют от 3 до 6 месяцев, если занятия проводятся регулярно.

  • Томатис. Данный метод восстановления показан не только для реабилитации нарушений речи, но также оказывает общее положительное воздействие на когнитивные функции (мышление, память, внимание). Томатис-терапия зарекомендовала себя как один из самых эффективных методов восстановления когнитивных функций после инсульта, что подтверждено соответствующими исследованиями. Ознакомиться с результатами применения Томатис в реабилитации инсульта после можно тут и тут.
  • Занятия с логопедом-афазиологом. Направлены на восстановление речевых навыков и глотательной функции. Занятия проводятся индивидуально с каждым клиентом с учетом его особенностей.
  • Занятия с Forbrain. Аппаратная методика, основанная на когнитивной нейробиологии, применяется для коррекции негативных последствий инсульта. Это специальное устройство (гарнитура) для мозгового обучения, позволяющее легко тренировать речевые, слуховые и когнитивные функции. Исследования эффективности методики показали, что за 10 недель регулярных занятий длительностью 20 минут показатели когнитивных функций значительно улучшаются (внимание, абстрактное мышление, память, ориентация в пространстве, речевые функции). Устройство Forbrain можно купить для самостоятельного использования, занимаясь по инструкции, или совмещать его применение с занятиями с логопедом.
  • Логопедический массаж. Выполняется логопедом в комплексе с занятием. Так как определенные участки нужно расслаблять, а другие тонизировать, массаж может делать только специалист. Массажируются лицо, язык, губы, внутренняя поверхность щек, уши, кожа головы, кисти. Таким образом убирается скованность мышц и восстанавливается речь.
  • Нейропсихолог – диагностирует состояние психических функций и проводит занятия по их восстановлению. Данный вид помощи требуется при апраксии, агнозии, акалькулии, нарушениях ориентации в пространстве, нарушениях памяти, которые появляются вследствие инсульта. В нейрореабилитации восстановление функции начинается с того, что человек с помощью специалиста сам для себя учится создавать внешние «шпаргалки», подсказки, опору (например, при нарушениях ориентации в пространстве учится пользоваться картой, схемой, отслеживать свое местонахождение). Постепенно функция реорганизуется на уровне головного мозга, образуются новые нейронные связи, происходит процесс восстановления.

Программа занятий и сочетание методов составляются индивидуально для каждого человека командой специалистов. Ход реабилитации корректируется не только в соответствии с начальным уровнем поражения, но и относительно скорости восстановления клиента.

  • Реорганизация быта больного с учетом дефекта. С одной стороны, повседневные дела должны быть доступны, с другой – нужно, чтобы была мотивация лишний раз встать и самостоятельно что-то сделать, развивать независимость. Необходимо соблюдать принцип «золотой середины».
  • Выполнение упражнений, назначенных специалистами, дома. В зависимости от состояния больного их можно делать самостоятельно или при поддержке родственников.
  • Постепенное увеличение нагрузки в соответствии с уровнем восстановления когнитивных функций.
  • Эмоциональная и психологическая поддержка со стороны семьи. Сюда относится как поддержка самооценки и позитивного настроя человека, перенесшего инсульт, так и уменьшение влияния стрессовых факторов.
  • Социальная и профессиональная реабилитация – подразумевают возвращение к привычному кругу общения и занятий, возможна смена официального трудоустройства на облегченные варианты.
  • Логопед-афазиолог выезжает на дом и проводит необходимые занятия, делает логопедический массаж.
  • Можно приобрести устройство Forbrain, чтобы заниматься самостоятельно.

Домашняя реабилитация не подразумевает полное исключение специалистов из жизни больного. В соответствии с графиком необходимо приходить на плановые осмотры, принимать медикаменты, посещать дополнительные реабилитационные занятия (ЛФК, физиотерапию, массажи, Томатис-терапию, занятия с Forbrain и пр.).

Если у вашего родственника или близкого случился инсульт, необходимо как можно раньше начать реабилитацию. Наши логопеды-афазиологи могут приехать уже в больницу для ранней реабилитации. Звоните по тел.: (812) 642-47-02 и администратор ответит на все вопросы, поможет подобрать афазиолога.

Реабилитация после инсульта в Волгограде, а именно, в Волжской Здравнице приятно удивит Вас приемлемыми ценами на лечение. Каждый пациент получает индивидуальный курс лечения, учитывая особенности организма.

Амбулаторная реабилитация после инсульта — следующий этап, дополняющий предыдущее лечение, делая процесс реабилитации более целостным и завершенным. Во время прохождения амбулаторного (поликлинического ) лечения, после процедур, Вам будет бесплатно предоставляться комната для отдыха.

Чтобы записаться на прием к врачу неврологу Вам достаточно позвонить в медицинский центр или оставить заявку на обратный звонок. Администратор позвонит и назначит удобное Вам время для консультации со специалистом.

:Стоимость первичного приема врача невролога: 850 рублей.:Стоимость первичного приема врача физиотерапевта: 450 рублей.:По направлению Вашего лечащего врача, прием физиотерапевта: бесплатно

Комплексный подход к проблеме реабилитации больных, перенесших инсульт, является залогом успеха всего комплекса лечебных мероприятий. Программа восстановления пациентов, перенесших инсульт, должна учитывать многие аспекты, в частности:

  • диету,
  • двигательную, речевую и медикаментозную реабилитацию,
  • социальную и психологическую реадаптацию.

Восстановление речи после инсульта - упражнения

Процесс реабилитации больного после ишемического инсульта, требует, помимо огромной работы со стороны самого больного и его родственников, усилия целого ряда специалистов. К числу которых относятся: неврологи, реабилитологи, методисты по лечебной физкультуре, логопеды-афазиологи, физиотерапевты и психотерапевты.

Поскольку ведущей причиной развития ишемического инсульта является атеросклероз, поражающий сосуды, ответственные за кровоснабжение головного мозга, то диета после инсульта должна способствовать предотвращению дальнейшего прогрессирования атеросклероза.

  • Крепкие мясные бульоны, молочные продукты с высоким содержанием жиров.
  • Необходимо снизить употребление холестерина, который в большом количестве содержится в сливочном масле, животных жирах.
  • Рекомендуется исключить из рациона жирные сорта мяса (в первую очередь свинину).
  • Снижение потребление соли до 3-5 граммов в сутки.

Основу питания человека, перенесшего инсульт должны составлять продукты, содержащие большое количество клетчатки и сложных углеводородов. В первую очередь это свежие фрукты и овощи.

Снизить уровень холестерина в крови, и, соответственно, уменьшить риск развития повторного инсульта позволяет регулярное употребление продуктов, содержащих полиненасыщенные жирные кислоты:

  • Жидкого растительного масла,
  • Морепродуктов,
  • Рыбы.

Рекомендуется употреблять в пищу:

  • Мясо нежирных сортов в отварном и запеченном виде,
  • Обезжиренные молочных продукты,
  • Хлеб из муки грубого помола,
  • Хлеб с отрубями.

В первые дни после инсульта лучше усваивается отварная пища. Желательно в протертом виде.

В раннем периоде, непосредственно после случившегося нарушения мозгового кровообращения, проводится пассивная гимнастика. Она позволяет не только нормализовать тонус конечностей, но и предупредить образование пролежней. Пассивная гимнастика производится специалистами ЛФК совместно с близкими больного.

  • аминокислоты,
  • аденозинтрифосфат,
  • витамины группы В и др.n
  • ноотропные средства,
  • эссенциале.
  • стоит постоянно разговаривать с больным, таким образом он будет чувствовать себя нужным и не отстраненным от общества;
  • не нужно показывать свое недовольство, если результаты восстановления речи незначительны или если человек неверно выполняет задания;
  • следует излучать оптимизм (человек почувствует позитивный настрой и будет стараться еще больше);
  • заниматься следует не более получаса в день.
Оцените статью
Все про антибиотики
Adblock detector