Синдромы аутизма у взрослых

Беременность

Что такое аутизм?

– это

, сопровождающееся нарушением коммуникации с внешним миром. Поскольку существует несколько вариантов этого заболевания, то чаще всего используется термин – расстройство аутистического спектра.

Проблема аутизма привлекает к себе не только ученых и врачей-психиатров, но и также педагогов, воспитателей детских садов и

. Необходимо знать, что симптомы аутизма характерны для ряда психических заболеваний (

, шизоаффективного расстройства). Однако в данном случае речь не идет об аутизме как о диагнозе, а лишь как о синдроме в кадре другого заболевания.

Статистика аутизма

Согласно статистическим данным, предоставленным в 2000 году, количество пациентов с диагнозом аутизм варьировало от 5 до 26 на 10 000 детей. Спустя 5 лет показатели значительно увеличились – один случай этого расстройства приходился на 250 – 300 новорожденных. В 2008 году статистика приводит следующие данные — среди 150 детей один страдает этим заболеванием. За последние десятилетия количество пациентов с аутистическими расстройствами увеличилось в 10 раз.

Сегодня в Соединенных Штатах Америки эта патология диагностируется у каждого 88 ребенка. Если сравнивать ситуацию в Америке с той, которая была в 2000 году, то количество аутистов увеличилось на 78 процентов.

По Российской Федерации достоверные данные о распространенности этого заболевания отсутствуют. По существующей информации в России аутизмом страдает один ребенок из 200 000 детей, и, очевидно, что эта статистика далека от реальности. Отсутствие объективной информации о пациентах с этим расстройством говорит о том, что существует большой процент детей, у которых оно не диагностируется.

Представители Всемирной Организации Здравоохранения заявляют о том, что аутизм – это заболевание, распространенность которого не зависит от пола, расы, социального статуса и материального благополучия. Несмотря на это по существующим данным в Российской Федерации порядка 80 процентов аутистов проживают в семьях с невысоким уровнем достатка.

Многие пациенты с аутистическим расстройством воспитываются в неполных семьях. Большие затраты денег и физических усилий, эмоциональные переживания и тревога – все эти факторы обуславливают большое количество разводов в семьях, где воспитывается ребенок с аутизмом.

Что вызывает детский аутизм?

В настоящее время науке не известно достоверно, что может спровоцировать детский аутизм. Есть лишь предполагаемые факторы риска, среди которых определенную роль играет негативная наследственность. При этом совершенно не важно, были ли в семье в предыдущих поколениях дети с данным синдромом. Заболевание может развиваться при наличии генетической склонности к любым проявлениям психических расстройств.

также в ряду возможных причин появления аутизма у детей называется неблагоприятная психологическая обстановка в семье. Особенно это касается ого периода, когда женщина вынашивает беременность. В это время на подсознательном уровне восприятия окружающего мира у плода может закладываться неправильная ментальная установка рассогласования внешней картины мира и внутренней обработке получаемой информации в виде звуковых, зрительных, обонятельных и тактильных ощущений. Любая психологическая травма, которая перенесена женщиной в период беременности, в будущем может стать причиной развития детского раннего аутизма.

При детальном изучении статистических данных была обнаружена еще одна любопытная закономерность. Оказалось, что больше 60% детей с аутизмом являются первенцами в достаточно молодых семьях. Лишь 8 % детей родились вторыми и третьими, но в этих случаях в генетической семейной линии уже были прямые родственники, страдающие от этого синдрома.

Около 30 % больных детей были рождены 6-ми и 7-ми в семье. Эти факты были положены в основу теории несовершенства генетического материала яйцеклетки и сперматозоида. В раннем возрасте это может быть следствием неполного фертильного развития женщины или мужчины. При большом количестве детей в семье также происходит истощение генетического потенциала индивидуумов, поскольку 6-ой и 7-ой ребенок обычно появляются у родителей в достаточно зрелом возрасте, ближе к 40-ка годам.

Еще одна вероятная причина развития детского аутизма кроется в вирусной этиологии. Обычно негативное влияние определенных вирусов оказывается на начальном этапе внутриутробного развития органов центральной нервной системы. При закладке зачатков головного мозга заражение будущей матери краснухой или корью, ветряной оспой или гриппом может с высокой долей вероятности привести к развитию раннего детского аутизма.

Виды аутизма

Синдромы аутизма у взрослых

При определении вида аутизма современные врачи-психиатры в своей практике чаще всего руководствуются Международной Классификацией Болезней (МКБ).

Согласно международной классификации болезней десятого пересмотра различают детский аутизм, синдром Ретта, Аспергера и другие. Однако диагностическое руководство по психическим болезням (DSM) на сегодня рассматривает только одну клиническую единицу – расстройство аутистического спектра. Таким образом, вопрос о вариантах аутизма зависит от того, какой классификацией пользуется специалист.

К основным видам аутизма, которые обозначены в Международной классификации болезней, относятся:

  • ранний детский аутизм;
  • атипичный аутизм;
  • синдром Ретта;
  • синдром Аспергера.

Остальные виды аутизма, которые встречаются достаточно редко, относятся к рубрике «другие виды аутистических расстройств».

Ранний детский аутизм – это один из видов аутизма, при котором психические и поведенческие расстройства начинают проявляться с первых дней жизни ребенка. Вместо термина «ранний детский аутизм», в медицине также используют «синдром Каннера». Из десяти тысяч младенцев и детей раннего возраста этот вид аутизма встречается у 10 – 15 малышей. Мальчики страдают синдромом Каннера в 3 – 4 раза чаще, чем девочки.

Симптомы аутизма у взрослых

Признаки раннего детского аутизма могут начать проявляться с первых дней жизни младенца. У таких детей матери отмечают нарушение реакции на слуховые раздражители и заторможенность реакции на различные визуальные контакты. В первые годы жизни у детей появляются трудности с пониманием речи. У них также отмечается задержка в развитии речи. К пяти годам у ребенка с ранним детским аутизмом наблюдаются сложности с социальными взаимоотношениями и устойчивые поведенческие нарушения.

Основными проявлениями раннего детского аутизма являются:

  • собственно аутизм;
  • присутствие страхов и фобий;
  • отсутствие устойчивого чувства самосохранения;
  • стереотипы;
  • особенная речь;
  • нарушенные познавательные и интеллектуальные способности;
  • особенная игра;
  • особенности двигательных функций.

Аутизм, как таковой, в первую очередь, характеризуется нарушением зрительного контакта. Ребенок не фиксирует свой взгляд на лице кого-либо и постоянно избегает взгляда в глаза. Он будто смотрит мимо или сквозь человека. Звуковые или визуальные раздражители не способны вызвать оживление ребенка. Улыбка редко появляется на лице, и даже смех взрослых или других детей неспособен ее вызвать.

Появление нового человека способно вызвать выраженные негативные эмоции – тревогу, страх, агрессию. Общение с другими детьми сильно затруднено и сопровождается негативными импульсными действиями (сопротивление, бегство). Но иногда ребенок просто полностью игнорирует любого, кто находится рядом с ним. Реакция и отклик на словесное обращение также отсутствует или сильно заторможена. Ребенок может даже не откликаться на свое имя.

Присутствие страхов и фобийВ более чем 80 процентах случаев ранний детский аутизм сопровождается присутствием различных страхов и фобий.

Основные виды страхов и фобий при раннем детском аутизме

Виды страхов

Основные предметы и ситуации, вызывающие страх

Сверхценные страхи

(связанные с переоценкой значимости и опасности определенных предметов и явлений)

  • одиночество;
  • высота;
  • лестницы;
  • незнакомые люди;
  • темнота;
  • животные.

Страхи, связанные с аудитивными (слуховыми) раздражителями

  • бытовые предметы – пылесос, фен, электробритва;
  • шум воды в трубах и туалете;
  • гудение лифта;
  • звуки машин и мотоциклов.

Страхи, связанные с визуальными раздражителями

  • яркий свет;
  • мигающие лампы;
  • резкая смена кадра в телевизоре;
  • блестящие предметы;
  • фейерверки;
  • яркая одежда окружающих людей.

Страхи, связанные с тактильными раздражителями

  • вода;
  • дождь;
  • снег;
  • вещи из меха.

Бредоподобные страхи

  • собственная тень;
  • объекты определенного цвета или формы;
  • любые отверстия в стенах (вентиляция, розетки);
  • определенные люди, иногда даже родители.

В некоторых случаях раннего детского аутизма нарушено чувство самосохранения. У 20 процентов больных детей отсутствует «чувство края». Малыши иногда опасно свешиваются за борт колясок либо перелазят за стенки манежа и кроватки. Часто дети спонтанно могут выбежать на дорогу, спрыгнуть с высоты или зайти в воду до опасной глубины. Также у многих не закрепляется отрицательный опыт

. Более взрослые дети лишены защитной агрессии и не способны постоять за себя, когда их обижают сверстники.

СтереотипыПри раннем детском аутизме у более чем 65 процентов больных появляются различные стереотипы – частые повторения определенных движений и манипуляций.

Стереотипы раннего детского аутизма

Виды стереотипов

Примеры

Двигательные

  • раскачивание в коляске;
  • однообразные движения конечностями или головой;
  • длительное прыганье;
  • упорное раскачивание на качелях.

Речевые

  • частый повтор определенного звука или слова;
  • постоянный пересчет предметов;
  • непроизвольное повторение услышанных слов или звуков.

Поведенческие

  • выбор одной и той же еды;
  • ритуальность в выборе одежды;
  • неизменный маршрут прогулок.

Сенсорные

  • включает и выключает свет;
  • пересыпает мелкие предметы (мозаику, песок, сахар);
  • шуршит обертками от конфет;
  • обнюхивает одни и те же предметы;
  • облизывает определенные предметы.

При раннем детском аутизме развитие и освоение речи запаздывает. Малыши поздно начинают произносить первые слова. Их речь неразборчива и не обращена к определенному человеку. Ребенок с трудом понимает или игнорирует словесные указания. Постепенно речь наполняется необычными словами, комментирующими фразами, неологизмами. К особенностям речи также относятся частые монологи, диалоги с самим собой и постоянная эхолалия (автоматическое повторение слов, фраз, цитат).

Синдромы аутизма у взрослых

Нарушенные познавательные и интеллектуальные способностиПри раннем детском аутизме познавательные и интеллектуальные способности отстают либо ускоряются в развитии. Примерно у 15 процентов больных эти способности развиваются в пределах нормы.

Нарушение познавательных и интеллектуальных способностей

Вариант нарушения

Проявления

Задержка развития

  • трудность в сосредоточении;
  • быстрая пресыщаемость восприятия;
  • нет целенаправленности в действиях;
  • ощущения, различные по времени, становятся одинаково актуальными.

Ускорение развития некоторых сторон

  • чрезмерный интерес к определенным предметам, знакам;
  • накопление знаний в узких, достаточно необычных областях;
  • уникальная слуховая или визуальная память.

Часть детей с ранним аутизмом полностью игнорируют игрушки, и игра отсутствует вообще. У других – игра ограничивается простыми однотипными манипуляциями с одной и той же игрушкой. Часто в игре участвуют посторонние предметы, не относящиеся к игрушкам. При этом функциональные свойства этих предметов никак не используются. Игры обычно происходят в уединенном месте в одиночестве.

Особенности двигательных функцийУ более половины больных ранним детским аутизмом отмечается гипервозбудимость (повышенная двигательная активность). Различные внешние раздражители могут спровоцировать выраженную двигательную активность – ребенок начинает топать ногами, размахивать руками, отбиваться.

Пробуждение часто сопровождается плачем, криком или хаотичными движениями. У 40 процентов больных детей наблюдаются противоположные проявления. Сниженный тонус мышц сопровождается малой подвижностью. Груднички вяло сосут. Дети слабо реагируют на физический дискомфорт (холод, влагу, голод). Внешние раздражители не способны вызвать адекватные реакции.

Атипичный аутизм

Атипичный аутизм представляет собой особую форму аутизма, при которой клинические проявления могут быть скрыты долгие годы либо быть слабовыраженными. При данном заболевании выявляются не все основные симптомы аутизма, что усложняет постановку диагноза на раннем этапе.

Синдромы аутизма у взрослых

Клиническая картина атипичного аутизма представлена разнообразными симптомами, которые могут проявляться у разных больных в разных комбинациях. Все множество симптомов можно разделить на пять основных групп.

Характерными группами симптомов атипичного аутизма являются:

  • расстройства речи;
  • признаки эмоциональной недостаточности;
  • признаки социальной дезадаптации и несостоятельности;
  • расстройство мышления;
  • раздражительность.

Люди с атипичным аутизмом встречают сложности при изучении языка. Они с затруднениями понимают речь других людей, воспринимая все буквально. За счет малого словарного запаса, не соответствующего возрасту, выражение собственных мыслей и идей осложнено. Изучая новые слова и фразы, больной забывает освоенную в прошлом информацию. Пациенты с атипичным аутизмом не понимают эмоции и чувства окружающих, поэтому у них отсутствует способность сопереживать и беспокоиться за родных.

Признаки эмоциональной недостаточностиДругим важным признаком атипичного аутизма является неспособность выражать свои эмоции. Даже когда у больного появляются внутренние переживания, он не способен объяснить и выразить, что чувствует. Окружающим может показаться, что он просто равнодушный и безэмоциональный.

Признаки социальной дезадаптации и несостоятельностиВ каждом отдельном случае признаки социальной дезадаптации и несостоятельности имеют различную степень выраженности и свой особый характер.

К основным признакам социальной дезадаптации и несостоятельности относятся:

  • склонность к одиночеству;
  • избегание любых контактов;
  • нехватка общения;
  • сложности при налаживании контакта с посторонними;
  • неспособность заводить друзей;
  • затрудненный зрительный контакт с оппонентом.

У людей с атипичным аутизмом наблюдается ограниченное мышление. Им сложно принимать любые нововведения и изменения. Смена обстановки, сбой в установленном режиме дня или появление новых людей вызывает растерянность и панику. Привязанность может наблюдаться по отношению к одежде, еде, определенным запахам и цветам.

Какие типы шизофрении наиболее опасны?

Помимо перечисленных выше, встречаются скрытые формы шизофрении. При них полностью отсутствуют любые симптомы и проявления. Но в любой момент человек может потерять полностью контроль над проявлением своей личности. Это опасно внезапными приступами агрессии с острым желанием причинения вреда себе и окружающим людям.

Синдромы аутизма у взрослых

Тяжелая форма шизофрении — это тип психической патологии, при котором требуется постоянное введение нейролептических препаратов. Без фармакологического подавления гиперактивности психических процессов больные обычно буйные, агрессивные и достаточно опасны для себя и окружающих людней. При постоянном использовании нейролептиков и психотропных препаратов неизбежно возникают побочные эффекты, которые в значительной степени ослабляют мозговую и сердечнососудистую деятельность. Это сокращает срок жизни пациентов почти на 40 %.

Скрытая форма шизофрении диагностируется только в периоды фазы обострения. При этом клинические симптомы могут маскироваться под дистимию, невроз, реактивный психоз. Определить этот тип шизофрении может только опытный психиатр при длительном практическом наблюдении за поведением больного человека.

Выявить скрытую форму шизофрении помогают различные психологические тексты, которые показывают не типичность мышления. Например, больной человек не может правильно сформировать ассоциативный ряд. У него в процессе тестирования наблюдается отсутствие привычной логики. Могут появляться пространные несвязные рассуждения в ответ на простой заданный вопрос, который требует односложного ответа.

При любых типах и формах шизофрении необходимо постоянное наблюдение со стороны врача психиатра. Важно своевременно предупреждать развитие приступов, поскольку в этой фазе происходит деградация личности и резкое снижение умственных способностей. Поэтому нужно строго соблюдать все рекомендации врача и внимательно следить за состоянием больного шизофренией. При первых предвестниках ухудшения психического состояния необходимо обращаться за медицинской помощью.

Практически все типы шизофрении требуют специального социального надзора. Большая часть больных признается недееспособной. Для них назначаются опекуны, которые получают право распоряжаться их имуществом. На них же возлагаются обязанности по контролю за состоянием больных, их своевременным лечением.

Лечение маниакального синдрома

Медикаментозное лечение аутизма требуется только в исключительных случаях, когда у человека проявляется выраженная агрессия по отношению к окружающим его людям. Также психотропные препараты (галоперидол, сталопрам, сонопакс и др.) применяются в случае выраженного депрессивного синдрома, который может завершиться суицидальной попыткой.

Во всех остальных случаях терапия аутизма заключается в выработке приспособленческих реакций. Пациенту необходимо научиться жить в гармонии со своим внутренним миром и встраивать в него проявления внешней среды. Возможно профессиональное переобучение на ту специальность, которая не требует быстрого реагирования и ускоренного мыслительного процесса. Больные аутизмом могут справляться со многими механическими операциями, которые для здорового человека могут показаться скучными и однообразными.

Большей части пациентов требуется посторонняя помощь в быту. Особенно это касается пациентов, находящихся в стадии обострения или углубления симптомов аутизма. В фазе стабилизации больные могут самостоятельно справляться с обязанностями по дому, перемещению по городу.

Показаны сеансы групповой терапии. В ходе таких занятий происходит не только обмен полученным опытом, но и воодушевление примерами успеха других пациентов. Больные аутизмом на групповых сеансах могут поделиться своими трудностями и переживаниями.

Синдромы аутизма у взрослых

Прогноз при диагнозе аутизм во многом зависит от личностных характеристик пациента. Известны случаи практически полного восстановления психического состояния. Такие люди ни чем не выделяются на фоне среднестатистических индивидуумов. Но больше половины аутистов сохраняют некоторую отстраненность на протяжении всей жизни.

Для окружающих их людей важно понять принцип, который поможет установить коммуникативные каналы и не нанесет вреда больному. Все должно быть стабильным и постоянным. Если вы хотите общаться с аутистом и даже стать его другом вы должны стать для него стабильным объектом, который может появляться 1 — 1 раза в неделю или даже в месяц.

Существует только симптоматическое лечение болезни Альцгеймера. Средств для устранения неизвестной причины угасания функций головного мозга пока что не разработаны. Остановить заболевание или вызвать его регресс пока что невозможно. Поэтому все меры, которые предпринимают врачи для лечения болезни Альцгеймера, направлены в определенной степени на улучшение качества жизни окружающих пациента родственников, которые вынуждены жить вместе с больным человеком и осуществлять уход.

Врачом могут назначаться лекарственные препараты при болезни Альцгеймера. Однако не стоит питать иллюзий. Ни один из них не способен даже затормозить развитие патологического процесса. Прием лекарственных средств может лишь улучшить обще состояние пациента и свести к минимуму негативные проявления, такие как агрессивность, навязчивость, гиперактивность.

Донепезил и ривастигмин применяются на финальной стадии для предотвращения физического истощения вследствие полного отказа иннервации головным мозгом системы пищеварения. На ранних стадиях они могут вызывать привыкание за счет подавления естественной функции стимуляции выработки ацетилхолина.

Препараты на основе глутаматов стимулируют работу центральной нервно системы и могут оказать положительное воздействие на любой стадии патологического процесса. Чаще всего назначается мемантин. Однако следует точно рассчитывать дозировку. Это препарат при болезни Альцгеймера сможет вызывать сильные галлюцинации.

Для устранения избыточного нервного возбуждения и агрессивности используются нейролептики и антипсихотические препараты. Они могут на длительное время погружать пациентов в сон, устраняют избыточное мышечное напряжение. Как показывает практика лечения болезни Альцгеймера, длительное использование антипсихотических препаратов и нейролептиков сокращает срок жизни пациентов почти в 3 раза. Поэтому следует взвешенно подходить к принятию решения об их использовании.

В последнее время в развитых странах для лечения болезни Альцгеймера и коррекции психического состояния пациентов применяются сенсорные техники. Они основаны на стимуляции практического возбуждения центров нервной системы. Это позволяет, в некоторой степени, краткосрочно затормозить разрушительный процесс в нейронах.

Синдромы аутизма у взрослых

Также может использоваться терапия, при которой пациента заставляют вспоминать определенные периоды своей жизни. Это своего рода тренажер для головного мозга. Усиленная мозговая и умственная активности повышают уровень кислорода и глюкозы в клетках нейронов. Это провоцирует кратковременное улучшение состояния.

При появлении первых же признаков патологии данного вида требуется немедленная психиатрическая помощь, поскольку высока вероятность перехода состояния в серьезное психическое заболевание. Комплексное лечение маниакального синдрома включает в себя использование психотропных фармакологических препаратов, электросна, электрошока, психотренингов.

Но в первую очередь должна быть устранена причина, которая сформировала спусковой механизм для развития защитной маниакальной реакции. Если это психологический фактор, то на первый план выходит работа психолога. Если причина кроется в поведенческой реакции, то необходима работа по коррекции стереотипного мышления. При токсических поражениях (никотин, алкоголь, наркотики, некоторые лекарственные средства) стоит провести предварительную детоксикацию организма.

Могут назначаться такие препараты, как кветиапин, галоперидол, кетилепт, заласта, респеридон. Все они относятся к группе нейролептиков, которые способны снимать психическое возбуждение и стимулировать нормализацию нервных реакций в головном мозге.

Лечение маниакального синдрома проводится исключительно под наблюдением врача психиатра. Дозировки лекарственных препаратов может назначать только квалифицированный специалист.

Сразу же стоит сказать, что эффективного лечения аутизма у детей в настоящее время не существует. В какой сто степени сгладить симптомы помогает общение с животным миром. Больные детским аутизмом с удовольствием вступают в контакты с собаками, кошками и другими домашними питомцами. С ними они могут разговаривать, играть. Такие виды терапии помогаю детям затормозить развитие аутизма, не утратить полностью контакт с внешним миром.

Не соглашайтесь на проведение электрошоковой терапии, использование психотропных фармакологических средств. Все это влияет негативно на состояние клеток головного мозга, ребенок становится апатичным, заторможенным.

Аутизм у взрослых признаки

Конечно, за таким малышом требуется постоянный уход и контроль со стороны родителей, ведь не воспринимая окружающую реальность, ребенок может шагнуть на проезжую часть дороги под колеса автомобиля, запросто перешагнуть через перила балкона вне зависимости от того, на какой высоте располагается квартира.

Но проще распределить обязанности и не оставлять аутиста одного, чем медленно убивать его головной мозг психотропными препаратами, которые гасят мозговую активность. В основе адекватного лечения аутизма у детей лежит принцип нормализации психологической обстановки в семье. Все должно быть подчинено одной цели: реабилитации больного малыша.

Поэтому следует выполнять ряд правил:

  • завести единый распорядок дня, он не должен меняться ни в коем случае (это может вызвать обострение синдрома аутизма);
  • наблюдение должно осуществляется у одного и того же специалиста, который специализируется на синдроме аутизма;
  • каждый социальный навык нужно заучивать с помощью повторения его по нескольку сотен раз (так дети, больные детским аутизмом, учатся самообслуживанию, выполнению простых манипуляций);
  • не меняйте в квартире или доме привычного порядка вещей, стремитесь к тому, чтобы все лежало на своих местах;
  • постоянно вызывайте на контакт ребенка путем многократного обращения к нему по имени, при этом избегайте крика и болевых сигналов.

Отлично помогает групповая терапия, при которой малыш учится общению со своими сверстниками, которые тоже страдают синдромом аутизма.

Помните о том, что лечение аутизма порой отнимает всю жизнь, а конечного результата (выздоровления) так и не достигается. Поэтому следует набраться терпения. Ни в коем случае не допускайте нервных срывов. Они могут спровоцировать резкое ухудшение состояния больного ребенка. Если чувствуете, что устали, то попросите помощи у близких родственников, которые на время заменят вас. Пользуйтесь профессиональной помощью психологов.

Избавиться от болезни невозможно, врачи говорят это всем родителям, столкнувшимся с такой бедой. Но можно скорректировать и сгладить симптомы, а для этого нужно непрерывное и тщательное лечение. Очень важна здесь и дифференциальная диагностика – иногда специалисты путают диагноз шизофрения, ДЦП и аутизм.

Терапия заболеваний аутистического спектра необходима комплексная. Сегодня в России и во всем мире используются самые разные методики. И важно попробовать как можно больше, чтобы понять, какое лечение помогает именно вашему ребенку, другу, близкому человеку:

  • медицинские препараты (для лечения сопутствующих синдромов – депрессии, гиперактивности, приступов агрессии, судорог);
  • общение с психотерапевтом;
  • трудотерапия;
  • поведенческие методики для развития коммуникативных навыков;
  • занятия с логопедом;
  • специальные методики (массаж, общение с животными, гипноз).

Но самое главное – это непрерывное внимание близких, попытки пробиться сквозь стену, которую выстраивает вокруг себя аутист, показать ему мир, научить общению.

Причины развития аутизма

Исследования по аутизму проводились еще с 18 века, однако как клиническая единица детский аутизм был выделен психологом Каннером лишь в 1943 году. Годом позже австралийским психотерапевтом Аспергером была опубликована научная работа на тему аутистической психопатии у детей. Позднее в честь этого ученого был назван синдром, который относится к расстройствам аутистического спектра.

Аутисты известные личности

Оба ученых уже тогда определили, что у таких детей главной характеристикой являлись проблемы социальной адаптации. Однако согласно Каннеру аутизм является врожденным дефектом, а по Аспергеру конституциональным. Также ученые выделили другие характеристики аутизма, такие как навязчивое стремление к порядку, необычные интересы, изолированное поведение и избегание социальной жизни.

Несмотря на многочисленные исследования в этой области, точную причину аутизма не удалось выяснить до сих пор. Существует много теорий, которые рассматривают биологические, социальные, иммунологические и другие причины аутизма.

Теориями развития аутизма являются:

  • биологическая;
  • генетическая;
  • поствакцинальная;
  • теория обмена веществ;
  • опиоидная;
  • нейрохимическая.

Биологическая теория рассматривает аутизм как следствие поражения

. Эта теория пришла на смену психогенной теории (популярной в 50-х годах), которая утверждала, что аутизм развивается вследствие холодного и враждебного отношения матери к своему ребенку. Многочисленные исследования и прошлого и нынешнего века подтвердили, что мозг детей, страдающих аутизмом, отличается как структурными, так и функциональными особенностями.

Функциональные особенности головного мозгаНарушение функционирования мозга подтверждается данными электроэнцефалограммы (исследование, которое регистрирует электрическую активность мозга).

Особенностями электрической активности головного мозга у детей-аутистов являются:

  • снижение судорожного порога, а иногда фокусы эпилептиформной активности в ассоциативных отделах мозга;
  • усиление медленно-волновых форм активности (преимущественно тета-ритма), что является характеристикой истощения корковых системы;
  • повышение функциональной активности нижележащих структур;
  • задержка созревания ЭЭГ-паттерна;
  • слабая выраженность альфа-ритма;
  • наличие резидуально-органических центров, чаще всего в правом полушарии.

Структурные аномалии у детей-аутистов исследовались с помощью

и ПЭТ (позитронно-эмиссионной томографии). Эти исследования часто выявляют асимметрию желудочков мозга, истончение мозолистого тела, расширения подпаутинного пространства, а иногда и локальные очаги демиелинизации (отсутствия

Морфофункциональными изменениями головного мозга при аутизме являются:

  • снижение метаболизма в височных и теменных долях мозга;
  • усиление метаболизма в левой лобной доле и левом гиппокампе (структурах головного мозга).

Теория основана на многочисленных исследованиях монозиготных и дизиготных близнецов, а также братьев и сестер детей-аутистов. В первом случае исследования показали, что конкордантность (количество совпадений) по аутизму у монозиготных близнецов в десятки раз выше, чем у дизиготных. Например, согласно исследованию Фримана, в 1991 году конкордантность у монозиготных близнецов равняется 90 процентам, а у дизиготных – 20 процентам.

Исследованию также подвергались и близкие родственники ребенка, страдающего аутизмом. Так, конкордантность у братьев и сестер больного составляет от 2 до 3 процентов. Это значит, что у брата или сестры страдающего аутизмом малыша, риск заболеть в 50 раз выше, чем у других детей. Все эти исследования подтверждаются другим исследованием, проведенным Лаксоном в 1986 году.

Оно включало 122 ребенка с расстройством аутистического спектра, которые были подвержены генетическому анализу. Выяснилось, что 19 процентов обследованных детей были носителями ломкой хромосомы X. Синдром ломкой (или фрагильной) хромосомы Х — это генетическая аномалия, при которой один из концов хромосомы сужен.

Гипотеза о том, что развитие аутизма обусловлено генетической аномалией также было подтверждено многоцентровым международным исследованием в 2012 году. Оно включало 400 детей с расстройством аутистического спектра, которым было проведено генотипирование ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты). В ходе исследования у детей обнаружилась высокая частота мутаций и высокая степень генного полиморфизма. Так, были обнаружены многочисленные хромосомные аберрации — делеции, дупликации и транслокации.

Это относительно молодая теория, которая не имеет достаточных оснований. Тем не менее, теория широко распространена среди родителей детей с аутизмом. Согласно этой теории причиной аутизма является

ртутью, которая входит в состав консервантов для

. Больше всего «досталось» поливалентной

. В России используются как вакцины отечественного производства (аббревиатура КПК), так и импортные (приорикс). Известно, что данная вакцина содержит соединение ртути, которое именуется тимеросал. По этому поводу в Японии, США и многих других странах были проведены исследования по взаимосвязи возникновения аутизма и тимеросала.

В ходе этих исследований выяснилось, что никакой связи между ними нет. Тем не менее, Япония отказалась от применения этого соединения при изготовлении вакцин. Однако это не привело к снижению частоты заболеваемости и до применения тимеросала, и после того, как он перестал использоваться — число больных детей не уменьшилось.

В то же время, несмотря на то, что все проведенные ранее исследования отрицают взаимосвязь вакцин и аутизма, родители больных детей отмечают, что первые признаки заболевания отмечаются после вакцинации. Возможно, причиной тому является возраст ребенка, когда проводится вакцинация. Вакцина КПК ставится в один год, что совпадает с появлением первых признаков аутизма. Это дает основание предположить, что вакцинация в данном случае выступает как фактор стресса, запускающий патологическое развитие.

Согласно этой теории аутичный тип развития наблюдается при некоторых патологиях обмена веществ. Синдромы аутизма наблюдаются при

, мукополисахаридозах, гистидинемии (генетическом заболевании, при котором нарушен обмен аминокислоты гистидина) и других заболеваниях. Чаще всего отмечается синдром Ретта, который отличается клиническим разнообразием.

Сторонники этой теории считают, что аутизм развивается вследствие перегрузки центральной нервной системы опиоидами. Эти опиоиды появляются в организме ребенка в результате неполного расщепления глютена и казеина. Предпосылкой этому служит поражение слизистой оболочки

. Данная теория пока не была подтверждена исследованиями. Однако существуют исследования, доказывающие взаимосвязь между аутизмом и нарушенной пищеварительной системой.

Потеря памяти у пожилых: причины и лечение

Частично эта теория находит подтверждение в

, которая назначается детям, страдающим аутизмом. Так, детям-аутистам рекомендуется исключать из рациона казеин (молочные продукты) и глютен (злаки). Эффективность такой диеты спорная — излечить аутизм она не может, но по уверению ученых она способна скорректировать определенные нарушения.

Сторонники нейрохимической теории считают, что аутизм развивается вследствие гиперактивации дофаминергической и серотонинергической систем мозга. Эта гипотеза подтверждена многочисленными исследованиями, которые доказали что аутизм (и другие заболевания) сопровождается гиперфункцией этих систем. Для устранения этой гиперфункции используются препараты, блокирующие дофаминергическую систему.

Обилие теорий и отсутствие единой точки зрения относительно причин аутизма стало предпосылкой для продолжения многочисленных исследований в этой области.

Исследование, проведенное в 2013 году учеными из Гелфского университета (Канада), привело к выводу, что существует вакцина, способная контролировать симптомы аутизма. Эта вакцина разработана против бактерии Clostridium bolteae. Известно, что данный микроорганизм находится в повышенной концентрации в кишечнике детей-аутистов. Он же является причиной расстройств желудочно-кишечного тракта —

. Таким образом, наличие вакцины подтверждает теорию взаимосвязи между аутизмом и патологией пищеварения.

По заявлениям исследователей вакцина не только избавляет от симптомов (которыми страдают более 90 процентов детей с аутизмом), но и способна контролировать развитие заболевания. Вакцина была протестирована в лабораторных условиях, и по данным канадских ученых она стимулирует выработку специфических антител.

Этими же учеными был опубликован доклад, на тему воздействия различных токсинов на слизистую кишечного тракта. Канадские ученые пришли к выводу, что высокая распространенность аутизма в последние десятилетия обусловлена воздействием токсинов бактерий на желудочно-кишечный тракт. Также токсины и метаболиты этих бактерий способны определять тяжесть симптомов аутизма и контролировать его развитие.

Болезнь Альцгеймера: куда уходит память?

Еще одно интересное исследование было проведено совместными усилиями американских и швейцарских ученых. Это исследование касается степени вероятности развития аутизма у обоих полов. По статистике количество мальчиков, больных аутизмом, в 4 раза превышает количество девочек, страдающих этим недугом. Этот факт был положен в основу теории о гендерной несправедливости относительно аутизма.

Оцените статью
Все про антибиотики
Adblock detector