Психотерапия при депрессии методики

Простатит

Когнитивно-поведенческая психотерапия депрессии

Согласно концепции когнитивно-поведенческой психотерапии, во время депрессии мы оперируем мыслями, которые не помогают нам выйти из угнетенного состояния, а наоборот – ещё больше усугубляют нашу тревогу и подавленность. Именно из-за этих мыслей мы попадаем в ситуации, которые представляются нам более тяжелыми и необратимыми, чем есть на  самом деле.

Например, человек в депрессии может обобщать неприятные эпизоды, которые происходят с ним в течении дня. Моменты конфликтов с окружающими он интерпретирует выражением «со мной никто никогда не считается». Разрыв отношений воспринимается как «меня никто не любит». Неудачи на работе видятся в свете «я ни на что не способен, я – полное ничтожество».

Действительно, в нашей жизни происходят сложные моменты, когда кажется, что все обстоятельства противодействуют нам и не дают никакой возможности выпутаться из проблемы. Однако, при депрессии мы в разы преувеличиваем масштаб этого негатива. Когнитивно-поведенческий подход в психотерапии позволяет посмотреть со стороны на себя и свою жизнь. Вместе со специалистом клиент находит те негативные стимулы и образы поведения, которые и вводят его в депрессивное состояние.

Согласно модели КПТ, наши эмоции находятся в прямом взаимодействии с нашими мыслями. Негативные мысли запускают патологический депрессогенный механизм, который ввергает человека в ощущение безысходности  и тревоги. Тут некоторые скажут, что это неверная позиция, ведь со всеми людьми происходят события, которые приводят к негативным мыслям.

Например, если вы встретились с другом, и он с вами не поздоровался, то какие последствия на настроение это может иметь? Один человек подумает, что он в чем-то виновен, поэтому товарищ не желает с ним говорить. Другой ощутит грусть по поводу того, что его игнорируют окружающие. А третий человек шутя поинтересуется у этого самого друга после, почему тот с ним не поздоровался. Как видите, восприятие одного и того же действия может быть разным, что и влияет на наше эмоциональное состояние.

Симптомы и причины депрессий

Психотерапия при депрессии

Первые симптомы зарождающейся проблемы не всегда приметны, зато, потом, когда недуг «расширяет» свой масштаб, появляется ряд симптомов, свидетельствующий о серьезном состоянии психики, видимый даже посторонними людьми.

Перечислим симптомы депрессии:

  • быстрая утомляемость;
  • повышенная раздражительность;
  • чувство вины;
  • глубокая обида на окружающий мир;
  • повышенная усталость;
  • рассеянность внимания;
  • гипермнезия;
  • слезливость;
  • отсутствие интереса к жизни;
  • подавленное состояние;
  • недоверие к окружающим;
  • нежелание принимать участие в жизни общества;
  • снижение аппетита;
  • нарушения сна;
  • повышенная мнительность;
  • перепады настроений;
  • снижение самооценки.

Причинами, спровоцировавшими депрессивные состояния, могут быть любые внешние раздражители. Наиболее распространенные причины застревания на событиях, вызывающих последующую рефлексию, перечислим здесь:

  • смерть близкого человека;
  • тяжелая болезнь;
  • финансовые трудности;
  • невозможность самореализации;
  • потеря трудоспособности;
  • инвалидность;
  • развод;
  • выкидыш;
  • нежелательная беременность;
  • увольнение с работы.

Перечислим симптомы депрессии:

  • быстрая утомляемость;
  • повышенная раздражительность;
  • чувство вины;
  • глубокая обида на окружающий мир;
  • повышенная усталость;
  • рассеянность внимания;
  • гипермнезия;
  • слезливость;
  • отсутствие интереса к жизни;
  • подавленное состояние;
  • недоверие к окружающим;
  • нежелание принимать участие в жизни общества;
  • снижение аппетита;
  • нарушения сна;
  • повышенная мнительность;
  • перепады настроений;
  • снижение самооценки.
  • смерть близкого человека;
  • тяжелая болезнь;
  • финансовые трудности;
  • невозможность самореализации;
  • потеря трудоспособности;
  • инвалидность;
  • развод;
  • выкидыш;
  • нежелательная беременность;
  • увольнение с работы.

Курс психотерапии при депрессии

Для того, чтобы эффективно бороться с негативными мыслями, следует научиться их распознавать. Ведь своего врага нужно видеть в лицо! Осознание своих переживаний и способы справиться с ними – это навык, которому специалист обучает в течение курса психотерапии. Например, начните осознанно вести дневник наблюдения и записывать все депрессогенные мысли, которые возникают, давая им определение и оценку по шкале от одного до десяти.

Вы можете начать вести таблицу, куда будете записывать все произошедшие события. Важно понимать, что нужно заносить в дневник лишь те случаи, которые действительно отобразились на вашем эмоциональном равновесии. Можно разделить листок на четыре колонки, куда можно записывать время и ситуации, а также те эмоции и мысли, которые эти ситуации создают. Благодаря этому можно научиться осознавать эти мысли и ощущения, а также научиться их контролировать.

Что делать после того, как вы определили суть негативной мысли? Следует научиться справляться с ними. Первый шаг – отвлекание мыслей. Чем больше мы активны на протяжении дня и чем больше радости нам приносит наше занятие, тем меньше остается времени на размышления. Однако, это очень простой и недолговременный способ.

Вторым шагом станет осознание того, почему эта мысль наводит грусть и как это происходит. Здесь уже следует проработать данный факт с психотерапевтом. Возможно, источником этих мыслей являются незавершенные детские конфликты или комплексы. Или же в окружении человека существует триггер, который является источником негативных мыслей.

Особенности депрессивного состояния

К сожалению, довольно часто люди стесняются вовремя обратиться к специалисту, пренебрегая сеансами психотерапии при депрессии. Они пытаются самостоятельно пережить нелегкие ситуации: смерть близких, тяжёлые отношения в семье, конфликтные ситуации на рабочем месте. Последствиями могут быть:

  • постоянная апатия;
  • бессонница;
  • раздражительность;
  • тревожное состояние.

Очень важно самому или с помощью близких людей как можно скорее обратиться к врачу, ведь депрессия — это болезнь, которую нужно лечить, разрушающая сначала психическое, а затем и физическое здоровье.

Чем дольше человек находится в депрессии, тем тяжелее ему становится с ней справиться, найти способ её побороть. Опытный специалист после разговора с клиентом и анализа его проблемы определит, какой вид и метод психотерапии необходимо применить.

Самый первый вопрос, который необходимо обсудить психотерапевту с пациентом – согласие больного на проведение терапии, особенно, если она подразумевает участие в групповых занятиях.

Необходимо определить отправную точку при помощи сбора психотерапевтически важной информации о клиенте.

Формулировка пациентом желаемого результата, определение цели терапии. Для этого рекомендуется:

  1. Пациенту сформулировать поставленную задачу в позитивном ключе, начиная со слов «я хочу приобрести в результате»
  2. Создание при помощи воображения пациентом себя в будущем, с новоприобретенными позитивными качествами. Полезно обсудить с клиентом то, как он поймет, что добился желаемого.
  3. Разобрать по возможности все ситуации, где приобретенные изменения будут уместны, а где они окажутся бесполезны и даже вредны.
  4. Обсудить, возможно ли совершить предполагаемую работу, хватит ли на это ресурсов и времени.
  5. Определить, сколько сеансов понадобиться для достижения поставленной цели.

Психотерапия при депрессии методики

Для достижения поставленных целей психотерапевту требуется обычно несколько сеансов

В конце подводится итог и оценка полученных результатов. Определение со временем следующего сеанса, если он необходим.

Пациент должен идти навстречу врачу, добровольно обладать желанием измениться.

Течение и прогресс психотерапий зависит от точности подстройки и присоединения к невербальным формам поведения пациента. От этого зависит результат.

В течение сеансов психотерапии врач и клиент проходят 4 этапа:

  1. Установление контакта.
  2. Определение с целями, задачами, построением терапии, обозначение границ ответственности.
  3. Сама терапия.
  4. Подведение итогов и решение дальнейшей судьбы отношений пациента и терапевта.

Сколько сеансов психотерапии нужно может установить только врач. Но пациент в праве не продолжать терапию, если он этого не хочет.

На первой встрече психотерапевт помогает увидеть проблему со стороны

Психотерапия при депрессии методики

Первая встреча.
На первом приеме врач помогает клиенту увидеть тревожащую его проблему со стороны, лучше понять себя и найти корень всех зол. Это служит толчком к решению сложившегося положения и, для некоторых, самостоятельного выхода из сложившейся ситуации. Им не требуется повторная консультация.

Однако, бывают случаи, когда ни на первой встрече, ни на второй врачу не удается даже разговорить пациента, так что терапия продолжается.

Краткосрочная терапия
. Минимальный курс устранения проблемы при помощи консультаций врача и психотерапии составляет от 5 до 10 посещений. За это время невозможно кардинально изменить свою жизнь или перестроить личность, но решить какую-то одну волнующую ситуацию (к примеру, отношение с выросшими детьми) представляется вполне возможным. Но для этого необходимо соблюдать условия:

  • Концентрация на одной определенной проблеме. Если клиент параллельно с заявленной изначально ситуации с выросшими детьми начинает приплетать неудавшуюся карьеру или психосоматическое заболевание, то эффекта от терапии не будет.
  • Брать в расчет длительность существования проблемы. Если взрослый человек получил травму еще будучи ребенком, к настоящему времени она повлечет за собой огромную цепь последствий. На лечение такого случая уйдет гораздо больше времени.

Длительная психотерапия.
Продолжительность от полугода. Цель таких психотерапий – кардинальное и полной изменение сущности и жизни пациента. Искоренение детских страхов, лечение психосоматических болезней, исправление эмоционального состояния и множество других недугов. Подобные терапии проводятся очень осторожно, потому что клиентам с настолько глобальными проблемами очень сложно открыться и рассказать о тревожащей ситуации и их решимость настолько масштабно измениться во многих случаях легко сокрушима.

Пожизненная терапия.
Достаточно часто пациенты после решения волнующих проблем навсегда расстаются со своим психотерапевтом, ведь цель лечения не только облегчить душу человеку, но и научить его в дальнейшем справляться самостоятельно в подобных ситуациях. Но бывают и такие случаи, когда больной ходит к врачу до конца жизни, при том не обязательно по необходимости, а просто из желания или привязанности к врачу (что, кстати, не редкость).

В психотерапевтической практике существует специальная психотерапия. В нее входят такие методы, как:

  • Индивидуальная психотерапия
    – основной механизм данной терапии заключается во взаимодействии личности врача и личности пациента. Этот метод направлен на изучение больного как личности, определение причин возникновения и пути развития текущего беспокоящего состояния, осознание пациентом связи между его состоянием и провоцирующими факторами окружающего мира, коррекция поведения и решения проблемного состояния.
  • Групповая психотерапия
    – взаимодействие членов группы между собой, включая врача, в лечебных целях.
  • Семейная психотерапия
    – амбулаторное или стационарное наблюдение одной семьи, или работа с несколькими семьями в группах, в целях изменения их взаимоотношений, выявляющих значимую связь с заболеванием, реабилитацией пациента.
  • Рациональная психотерапия
    – терапия, включающая в себя объяснение и логическое обоснование врачом больному причин заболевания и возможности выздоровления. Цель – внушить пациенту, что его болезнь достаточно безопасна и излечима.

Одним из методов когнитивно-поведенческая психотерапия является релаксация – расслабление, снижение психофизиологической активности человеческого организма во время бодрствования. При этом процессе происходит снижение метаболизма, кровяного давления, расслабление мышц.

Аутогенная тренировка
– состоит из двух частей, в основе которых лежит самовнушение.

Аутогенная тренировка помогает снимать напряжение

Цель первого этапа заключается в сбрасывании эмоционального напряжения. В наши дни чаще всего терапия ограничивается только этой. Тренировка может проводиться индивидуально или в группе из 10-12 человек, терапия проводится в течение 8-12 встреч. Механизм данного этапа заключается в постоянном повторении во время занятия заданных врачом вербальных форм, которые описывают необходимое для расслабления состояние.

Вторая часть аутотренинга является визуализацией определенной картинки. Это происходит постепенно: сначала необходимо представить любимый цвет и появляющиеся из него картинки, затем любое абстрактное понятие (например, свобода) и сконцентрироваться на собственных ощущениях, потом других людей в порядке возрастания к ним симпатии. В результате происходит расслабление и снятие эмоционального напряжения.

Биологическая обратная связь
(БОС) – при помощи датчиков больной может наблюдать любые изменения в его организмы и при помощи разума старается контролировать их и пребывать в спокойном состоянии. Этот метод помогает повысить навык самообладания и тем самым помочь себе лучше справляться с трудными в эмоциональном плане ситуациями. Существует два типа биологической обратной связи:

  • Прямая
    – контроль над изменением функции, расстройство которой характерно для заболевания больного.
  • Непрямая
    – контроль над изменением функции, расстройство которой не специфично для заболевания. Чаще всего, это температура тела и электрическое сопротивление кожи.

Дыхательно-релаксационный тренинг
– набор упражнений, направленных на напряжение и расслабление мышц лица, пояса верхних и нижних конечностей, брюшного отдела, а также дыхательные тренировки.

При депрессивной симптоматике считаются эффективными методы гипнотерапии, метод применения газовой смеси — закиси азота, групповая терапия. Последний метод не приводит к снятию эндогенной симптоматики, однако дает человеку почувствовать себя в безопасности и осознать, что его болезнь не исключительна, что повышает веру в выздоровление.

Групповую терапию обычно сочетают с биологической терапией. Интересны споры насчет того, стоит ли включать в подобные группы людей, склонных к суициду. Одни считают, что тенденции к подобным поступкам у других пациентов возрастет под их влиянием, а другие, наоборот, что это спровоцирует проявление скрытых суицидальных наклонностей остальных, что поможет вылечить их до начала проявления подобных желаний в поведении.

Самым известным методом психотерапии при депрессии считается интерперсональная психотерапия (Клермана и Вейссмана). Она направлена на улучшение адаптации пациентов в социуме и установление межличностных контактов, открытость, способность выражать свои мысли и эмоции.

При психодинамической терапии основной упор делается на исследование и коррекцию самооценки, самообвинения, отрицание скрытого гнева и т.д.

В случае недирективной психотерапии пациент просто рассказывает о себе, о своих мыслях и чувствах, а врач помогает увидеть человеку себя со стороны.

При неврозах депрессивного характера сохраняется позитивный взгляд на будущее, человек личностно практически не меняется и сохраняет трудоспособность. Однако, характеризуется вялостью, заторможенностью и постоянно печальным настроением. Лечение медикаментозное вместе с проведением терапий по внушению и самовнушению.

  1. Основная депрессия. Явление классическое, характеризующееся тяжелой формой состояния, нередкими порывами покончить жизнь самоубийством. Имеет довольно длительный период течения.
  2. . Наиболее мягкое депрессивное расстройство. Она не настолько изнурительна, как другие типы. Характеризуется низким уровнем депрессивного состояния.
  3. . Заболевание проявляется циклично, с периодами иной раз длительной ремиссии. В период фазы депрессии больной испытывает те же симптомы, что и при обычной депрессии. А в период фазы маниакальности происходит сильное перевозбуждение психики, расстройства соматики, что говорит о себе в появлении нервных тиков, слишком подвижных скачков мыслей, поступков и реакций на окружающую среду. Обычно такие люди в фазе маниакальности могут внезапно истерически засмеяться или расплакаться. Это говорит о подвижности психики и невозможности контролировать свои психосоматические реакции.
  4. Довольно распространенный синдром в современном мире. После родов резко меняющийся гормональный баланс способен довести психику женщины до некоторых крайних состояний, вплоть до суицида. Виной этому обычно невнимательное отношение к беременной, нехватка питательных веществ, в которых особенно остро нуждается организм в этот период.
  5. Сезонное аффективное расстройство. Этим типом недуга страдает наибольшее количество людей. Нехватка солнечного света, холодные погодные условия, магнитные бури, укороченность светового дня могут вызывать этот тип заболевания.
  6. Психотическая депрессия. Опасный тип депрессивного состояния. Сопровождается сильными психозами, галлюцинациями, бредовыми состояниями. Иной раз такие больные страдают на фоне этих состояний расстройствами личности, чем становятся опасны для общества.

Основные методы психотерапии при депрессии

Депрессия – с этим диагнозом все чаще сталкиваются жители больших (да и не небольших) городов.

Из-за тяжелого ритма жизни, проблем в семье или на работе, кризиса, люди становятся раздражительными, забывают, что такое радость, у них ухудшается память и работоспособность.

Это проявляются основные признаки депрессии.

Этот недуг ни в коем случае нельзя оставлять без внимания – от него нужно избавляться! Современный и наиболее эффективный подход при лечении депрессии – это психотерапия.

В основе экзистенциально-аналитической работы с депрессивными людьми лежит феноменологическое понимание депрессии как утраты переживания ценности жизни. Процесс терапии включает ряд последовательных шагов, которые подводят к работе с глубинными корнями депрессии — с нарушением фундаментальных отношений с жизнью.

В процессе лечения пациенты должны обрести новую почву, благодаря воссозданию способности ощущать фундаментальную ценность жизни и формированию новой установки (главным образом в процессе терапевтических отношений и переживания грусти). Эта цель предполагает ряд подготовительных и сопровождающих действий, направленных на то, чтобы размягчить, «растопить» затвердевшие в депрессивном страдании блокирующие структуры психики и открыть Person для процесса изменения.

С точки зрения экзистенцанализа, депрессия — это психическое расстройство, тяжесть которого определяется степенью нарушения переживания ценности жизни. Депрессия как расстройство психики имеет более или менее выраженную (первичную или вторичную) соматическую часть. Помимо этого она наносит вред персональному измерению, влияя на позиции и установки в отношении как внешнего мира, так и внутреннего, а также на способность к принятию решений, на духовное переживание мира и себя самого. Таким образом, депрессия затрагивает все измерения человека: телесное, психическое и персональное.

Специфическим в депрессивном расстройстве является то, что соотнесение с реальностями мира и с самим собой (прежде всего, с телом) как таковое остается практически ненарушенным. Основное расстройство касается персонального измерения. Утрачивается способность воспринимать ценность всего того, что ранее наполняло жизнь человека радостью и придавало ей смысл.

То, что обычно радовало человека, что переживалось им как приятное, вызывающее интерес, блекнет, утрачивает краски. Этот феномен известен в психотерапии как «негативная аффицируемость
» (negative Affizierbarkeit“). Его экзистенциальным аналогом выступает обеднение «духовной пищи» и утрата способности переживать ценности.

Речь идет о содержаниях, благодаря которым наша жизнь обретает полноту, вызывая ощущение ее исполненности. Эти содержания делают для нас привлекательными наши отношения, порождая желание сохранять их как можно дольше. Ценности оказывают оживляющее, укрепляющее и питающее воздействие как на Person, так и на психику человека в целом (Längle
, 2003a).

Итак, можно сказать, что при депрессии нарушаются отношения с фундаментальной ценностью жизни, способность чувствовать и переживать ее.

Терапия депрессии

Экзистенциально-аналитическая терапия депрессии должна начинаться на всех
уровнях (Frankl
, 1982 a,b; Längle
, 1991): на уровне отношений, на когнитивном, эмоциональном, соматическом, биографическом и социальном уровнях, и это осуществляется сегодня во многих психотерапевтических подходах. Нас более всего интересует экзистенциальное ядро.

a) В экзистенциальном анализе при лечении депрессии особое внимание уделяется терапевтическим отношениям
. Они должны быть проникнуты теплым, понимающим и принимающим чувством. Активное обращение к пациенту и его беде, эмпатическое вчувствование важны потому, что общение с терапевтом представляет собой новое
соприкосновение с жизнью, благодаря которому пациент может согреться, и застывшие нормативные структуры смогут «оттаять».

Таким образом, рядом с терапевтом пациент обретает возможность возобновить отношения с жизнью. Терапевт становится словно бы представителем самой жизни, при этом, благодаря активному
обращению в процессе терапии, он в большей степени идет навстречу пациенту, чем на это способна реальная жизнь в ситуации депрессивного отступления.

b) Обращение к настоящему и разделение задач.
Депрессивный пациент в большой степени живет прошлым. У него мало актуальных отношений, позволяющих установить близость с жизнью, все его отношения преимущественно дистантные. Судить о том, что такое жизнь, он может, лишь наблюдая других, а не на основе собственного опыта.

Такая дистанция по отношению к жизни нарушает ее формирование в конкретных условиях повседневности. Структура дня, фазы покоя, сон заслуживают особого внимания со стороны терапевта, поскольку все эти моменты способствуют разгрузке пациентов. Особенно важно выяснить, обращается
ли, относится
ли пациент эмоционально к тому, что делает (Längle
, 1997;

c) Работа над когнитивными структурами и неправильной атрибуцией.
Этот шаг не является специфическим для экзистенцанализа
. Речь идет о раскрытии и осознании «замкнутых кругов мышления» — генерализаций, обобщений типа «всегда
», «никогда
», «все
» и т.д., приводящих к истощению.

d) Мобилизация персональных ресурсов и упражнение в определении своей позиции.
Здесь используются специфические экзистенциально-аналитические методы, в особенности работа с центральной персональной способностью — находить и занимать собственную позицию.

Самодистанцирование (Selbst-Distanzierung)
(Frankl
, 1982a, b):

  • в отношении чувств
    (например, «сейчас чувства заморожены, но я не позволю этому состоянию определять мое поведение»);
  • в отношении ожиданий
    (например, ожидания чувства непременной радости от того, что человек что-то делает).
  • Мы пытаемся разработать с пациентами персональные способы обращения с негативными чувствами и такими тягостными состояниями, как отсутствие радости. Это важно, поскольку в обычных условиях радость помогает нам, обозначая области, где мы оказываемся ближе всего к жизни. Депрессивный человек, который при выполнении какой-либо деятельности не может больше радоваться, будет воспринимать и этот факт как собственную неудачу. В результате может происходить постепенное нарастание, эскалация негативного
    : человек начнет грустить по поводу того, что не может больше радоваться, не способен найти для себя радость ни в чем. В терапии следует учитывать возможность такого нагнетания негатива. Можно облегчить состояние пациента, если обратить его внимание на то, что в период «черно-белого кино» (метафора депрессии) ожидание, что чувство радости оживет, едва для этого появятся условия, вряд ли оправдано. Он должен в большей мере концентрироваться на когнитивных знаниях (первая фундаментальная мотивация
    ), на интуитивном ощущении, что правильно, а что — нет (третья фундаментальная мотивация
    ), но не на дефицитарном чувстве (вторая фундаментальная мотивация
    ). Таким образом пациент освобождает себя от ожиданий позитивных эмоций и вместе с тем от разрушительного чувства, что он должен радоваться, но не может. Разрыв заколдованного круга «депрессия через депрессию» — важный элемент терапии депрессии (работа над позицией).

    Здесь речь идет о том, чтобы всерьез отнестись к тому, что делаешь, или оказаться от этого дела. Важна установка, что само совершаемое действие тоже имеет ценность, которая, скорее всего, более значительна, чем кажется. Депрессивные пациенты склонны обесценивать все собственное
    (дела, результаты своих действий, достоинства и пр.) либо или воспринимать как норму («так и должно быть»), при этом они утрачивают открытость по отношению к ценности, которой реально обладают.

    Например, если кто-то говорит, что любит рисовать, но рисованием почти не занимается, а постоянно сидит перед телевизором, то это может означать, что просмотр телепрограмм для человека на данном этапе важнее, чем рисование, однако он сам этого не осознает. Если собственная ценность определяется для человека перфекционистскими представлениями о себе как о художнике, то такого рода времяпрепровождение неизбежно приведет к фиаско («я не состоялся как художник. »). В подобных случаях в лечении депрессии речь должна идти о том, чтобы способствовать самопринятию человека и положить конец приступам порой ежедневного самообесценивания. Депрессивный человек полагает, что он не занимается важным, а тратит время на несущественное: ведь с точки зрения культуры, гораздо важнее рисовать, заниматься искусством, а то, что он делает сейчас, ровным счетом ничего не стоит. Однако не представляет ли телевидение для находящегося в депрессии человека особую ценность? Возможно, благодаря этому источнику информации у него возрастает чувство близости к реальной жизни, в результате чего ощущение одиночества теряет прежнюю остроту? И не является ли эта ценность экзистенциально более значимой, чем общепризнанная, но не способная согреть душу?

    Если какая-либо ценность является реальным основанием для предпочтения
    определенного действия, то ежедневно будет происходить реальная оценка, заставляющая отдать ему предпочтение. Между тем, занятие позиции по отношению к этому реальному оцениванию у депрессивного человека, как правило, отсутствует или же оценивание не соотносится с той возможной ценностью, которой обладает «неправильное действие», поскольку ригидное нормативное мышление ничего подобного не допускает. Когда же человек открыто признает возможную ценность отвергаемого действия, происходит примирение с самим собой, и стресс, связанный с обесцениванием, уходит.

    Персональное нахождение позиции
    (Personale Positionsfindung — PP
    )
    (Längle
    , 1994b):

    Цель данного метода заключается в том, чтобы перевести депрессивную «первичную эмоцию» в «интегрированную эмоцию» (Längle
    , 2003b). Эта попытка осуществляется с помощью трех шагов, каждый из которых кратко представлен ниже типичными вопросами:

    PP1 —
    позиция по отношению к внешнему миру («позиция вовне»): Что реально происходит? Это действительно так? Откуда
    я об этом знаю?

    PP2
    — позиция по отношению к внутреннему миру («позиция внутрь»): Если это действительно так, что я утрачу? Мог бы я выдержать это хотя бы один раз
    ?

    PP3
    — позиция в отношении позитивного: О чем
    для меня идет речь в этой ситуации? Что
    для меня лично является важным, ценным в более широком жизненном контексте?

    e) Переработка чувства, что ты потерпел неудачу.
    Следует обнаружить неспособность что-либо сделать и, начав отсюда, пройти по депрессивным ощущениям вплоть до позитивного ядра, благодаря чему негативное превращается в позитивное: «Имеется ли сильная сторона в том, что я считаю слабостью?» — «Действительно ли то, что я считаю неспособностью, является таковым, или же там тоже есть возможность Постоять За Себя?». Благодаря такой работе происходит понимание интенций
    поведения и устанавливаются отношения с собственной жизнью.

    Например, на прием приходит пациентка с депрессивным расстройством. Поводом для визита послужило то, что она недавно снова оказалась на что-то «не способна». Она приняла приглашение своих подруг посидеть за чашкой кофе, дошла до дома одной из них, где они решили встретиться, уже собиралась нажать на кнопку звонка, но в последний момент вдруг передумала и вернулась домой. Там она закрылась от всех и предалась депрессивным переживаниям и мыслям. Она ощущала себя ни к чему не способной неудачницей. Это чувство еще более усиливалось из-за того, что она даже не позвонила подругам, чтобы извиниться.

    «Неспособность сделать что-то» мы прорабатывали, используя феноменологический подход: что двигало ею, когда она решила принять приглашение и пойти к подруге? По какой причине она не нажала на кнопку звонка? Почему не позвонила подругам, возвратившись домой? Мы стремились обнаружить скрытую ценность ее действий. В результате поиска выяснилось, что в тот момент, когда она должна была нажать на кнопку звонка, ею завладело чувство, что она не может встретиться с подругами, потому что находится в состоянии депрессии. Она подумала, что лишит их радости, если придет с таким настроением. Теперь ей стало понятно, что повернулась и ушла она из благих побуждений — хотела защитить подруг. Иными словами, она вернулась домой из-за любви к близким людям. Благодаря пониманию собственных намерений исчезло чувство неспособности, неудачливости. И по отношению к своим депрессивным ощущениям она теперь находилась в персональной позиции. Своим, казалось бы, нелепым поступком она следовала ценности, которая была для нее чрезвычайно важной: оказать подругам дружескую услугу, не омрачать им радость встречи, не взваливать на них тяжесть своих проблем. Пациентка ушла с сеанса с чувством облегчения и по-своему растроганной. В дебрях депрессивных чувств она смогла встретить и принять себя.

    f) Перебработка чувства вины и конкретизация ответственности.
    Депрессивное чувство вины определяется, с одной стороны, диффузным чувством ответственности,
    в котором нужно прояснить реальное содержание, истинную ответственность или фактическую вину. С другой стороны, оно исходит из завышенных представлений о ценности
    , которые также требуют критического отношения и пересмотра.

    Кроме того, депрессивный человек склонен заполнять «пустоты ответственности
    », поэтому он предъявляет чрезмерные требования к себе и тем самым способствует возникновению фрустрации. Никто не может быть ответственен за чувства других людей, например за то, счастливы или несчастливы мать или отец. Однако депрессивный человек чувствует себя ответственным и одновременно неспособным что-либо сделать и виноватым, тем самым нагружая и истощая себя.

    g) Работа над отношениями. Упражнение в принимающей установке по отношению к ценностям.
    Девиз: «Ежедневно делать что-то хорошее для себя!». Отвергающая, обесценивающая позиция по отношению к себе и связанная с этим утрата отношений с собственной жизнью должны быть пересмотрены и переработаны. Благодаря ежедневному упражнению, конкретным решительным действиям приобретается новый жизнеутверждающий опыт.

    Для осуществления этой программы на практике пациенту предлагается следующий тезис: «Ничто не может быть хорошим, если оно не хорошо также и для меня». На этом этапе проводится работа с блокадами ценности, с восприятием ценности, с травматизациями или потерями. Недостаток витальности при эндогенной депрессии требует особого подхода в лечении, для чего в экзистенцанализе разработаны специальные шаги (Frankl
    , 1983). Важна также способность замечать и предотвращать истощение,
    соответственно пациент учится принимать профилактические меры.

    h) Глубокая терапия, направленная на восстановление способности переживать фундаментальную ценность, процесс переживания грусти как главное условие терапии депрессии.
    Подготовительная работа на уровне ценностей предваряет глубинный уровень экзистенциально-аналитической терапии. На этом уровне работа с пациентом заключается в том, чтобы вскрыть и сделать ощутимым то, что привело к выстраиванию негативной установки по отношению к жизни. Она делится на фазы гнева, грусти и мобилизации ресурсов путем дальнейшей проработки отношений и ценностей пациентов (Längle
    , 1993).

    Очевидно, что если пациента спросить о том, хорошо ли, что он есть, и какое чувство у него вызывает вопрос «Нравится ли тебе жить?
    », это затронет болезненные стороны его жизни. Самую глубокую точку экзистенциально-аналитической терапии депрессий мы видим в том, чтобы заложить основу для новой установки пациента в отношении жизни. При этом очень важно помочь ему осознать, что эта новая установка вытекает из источника персональной жизни, который зарождается в предчувствии и чувствовании Бытия здесь.

    Можно считать, что цель достигнута, если мы приходим к «Да» по отношению к жизни, — позиции, занятой не на рациональной, но на глубоко прочувствованной эмоциональной основе. Такое обретение персональной позиции происходит вслед за пониманием ценности жизни, навстречу которой пациент может вновь открыться. Он получает к ней доступ благодаря новым установкам и опыту. И тогда на основе нового решения он может подняться над депрессивными чувствами, ибо депрессия в нашем понимании — это утрата экзистенциальной фундаментальной мотивации и активного компонента персонального действия. Самое главное, что болезненные переживания заставляют забывать о том, насколько важно и необходимо обращение
    к жизни и жизненным ценностям. Вновь обрести эту способность помогает переживание грусти, а порой — гнева. Благодаря этим чувствам человек снова начинает ощущать в себе силу жизни: приносящую облегчение силу слез или укрепляющую и защищающую силу агрессии.

    3. Терапия суицидальности

    Работу с суицидальностью подробно описывает в своей всеобъемлющей книге Т. Ниндль (Nindl,
    2001).

    Суицидальность — часто встречающийся при депрессии феномен. Если представить себе, что человек на протяжении длительного времени вынужден жить под невыносимым грузом депрессии, утрачивая силы, страдая от неспособности действовать, от ощущения дефицита, недостатка чего-то, от чувства вины, утратив желания и радость жизни, перспективы и надежду, то суицидальные тенденции можно понять. С экзистенциально-аналитической точки зрения мы рассматриваем желание лишить себя жизни как симптом, который соответствует внутренней установке по отношению к жизни. Если учесть, что депрессивный человек оценивает свою жизнь, как ни на что не годную, как обузу для других, и потому — как источник непреодолимой вины, тогда суицидальность кажется логичным следствием и даже честным выражением переживания. Эта негативная оценка собственной жизни (в экзистенцанализе мы называем ее «негативной фундаментальной ценностью
    ») ведет не только к негативным чувствам, но и к персональной установке, которая содержит в себе решение
    против жизни. Поэтому суицидальность сама по себе — не болезнь, а решение человека, принятое в связи с болезнью. Решение осуществить то, что он думает и чувствует, то есть последовать за своей психической реальностью и своим убеждением. Это акт, который представляется ему истинно нравственным внутри рамок его отношений.

    Существуют три основания, которые могут удержать депрессивного человека от саморазрушительного намерения: позитивная внутренняя установка по отношению к
    жизни, страх
    и недостаток силы.
    Последнее особенно характерно для середины тяжелых депрессивных фаз. Поэтому суицидальность в острой форме чаще всего проявляется в начале и в конце депрессивной фазы, когда у пациента достаточно силы, чтобы реализовать свое намерение. В конце фазы риск особенно высок, потому что в это время суицида никто не ждет, — ведь чисто внешне пациент чувствует себя лучше: негативные чувства в значительной степени отступили, активность и предприимчивость стали заметнее. И все же отсутствует основное — подкрепление утверждающей установки по отношению к жизни. Отступают видимые внешне депрессивные чувства и недостаток активности, но в глубине по-прежнему сохраняется и действует мрачная, отвергающая жизнь установка.

    Рассмотрим кратко позитивную внутреннюю установку по отношению к
    жизни
    как самую сильную защиту от суицида. Она может проистекать из глубокого убеждения в ценности жизни и рационального знания о том
    , что дело всего лишь во временном недостатке производства нейротрансмиттеров в мозге или в психическом состоянии, которое соответствует утрате экзистенциальной ценности и еще персонально не проработано и т.д. Знание причин депрессивного состояния важно для того, чтобы сохранить убеждение, что жизнь по-прежнему имеет ценность. Убеждение — это установка, общее решение в отношении фундаментальной ценности жизни. Обычно подобное убеждение сопровождается воспоминаниями о прежней жизни, о том времени, когда она имела позитивную ценность, — это означает, что у жизни есть и другие стороны, которые в данный момент невозможно увидеть.

    Другая форма внутренней позитивной установки по отношению к жизни коренится в вере.
    Это понимание ценности жизни, которое основано не только на особом субъективном опыте, но также и на откровении, божественном знании. И все же в этом случае терапевту следует быть внимательным: вера, которая не покоится на собственном опыте и не связана с воспоминаниями о позитивной ценности жизни, не всегда может выдержать давление и груз депрессии.

    Наконец, скрытой формой позитивной внутренней установки является отказ от суицида из-за недостатка мужества. В этом чувстве «трусости», как пациенты называют свою установку в типичной самообесценивающей и аутоагрессивной манере, феноменологически обнаруживается неуверенность, сомнения, скрытая надежда, непризнанный импульс в отношении того, что в конце концов жизнь могла бы быть чем-то хорошим, или же, что она по своей природе неприкосновенна. За таким определенным и категорическим решением часто можно натолкнуться на содержание переживания, значение которого превышает любую логику и аргументацию. Терапевтам важно увидеть и учесть то, что скрывается за такими словами, потому что тогда они смогут лучше помочь пациенту в раскрытии его персональности.

    В терапии суицидальности
    важно следующее:

    a) предложить и проработать с пациентом понимание ситуации;

    б) взять с пациента обещание, что он не совершит суицид;

    в) если пациент откажется от такого обещания, то следует в обязательном порядке обеспечить постоянное присутствие рядом с пациентом других людей.

    a) Терапевт приглашает пациента поговорить о его желании совершить суицид, о его намерениях или планах. Поскольку здесь речь может идти о скрываемых намерениях, необходима эмпатическая формулировка, которая поможет пациенту либо услышать и принять вопрос, либо обойти скрываемое им намерение. Например: «Я хорошо понимаю положение, в котором вы сейчас находитесь. Вы несете огромный груз. И я допускаю, что в такой ситуации может исчезнуть желание жить, вплоть до того, что появляется мысль. вообще покончить с жизнью. Не возникает ли у вас такого чувства?» — Таким образом, пациент может почувствовать себя понятым и в случае согласия реагировать с облегчением. Помимо прочего, такое понимание укрепляет отношения с терапевтом.

    Если пациент не испытывает подобных импульсов и чувств, то этот запрос в любом случае не причинит вреда. Некоторые терапевты боятся, что такой вопрос негативно повлияет на пациента или даже приблизит его к суициду. Человек, не имеющий суицидальных намерений, даже если он находится в состоянии депрессии, может воспринять этот вопрос скорее как вызов занимаемой им позитивной позиции в отношении жизненной ситуации и ответит что-нибудь вроде: «Моя ситуация не настолько тяжела!»

    Тот, кого посещают суицидальные мысли, отреагирует по-иному. Либо он с облегчением согласится, чувствуя, что его понимают, либо по разным причинам будет стараться скрыть свои намерения. Это может быть желание избежать госпитализации и медикаментозного лечения; или же пациент не настолько доверяет терапевту, чтобы говорить с ним на столь тяжелую тему, наконец, бывает и так, что он уже решился и не хотел бы, чтобы кто-то препятствовал исполнению его замысла. Тогда следует ожидать, что пациент с возмущением отвергнет это предположение.

    Каким же образом можно распознать опасность диссимуляции
    ? С этой целью В. Франкл еще в 20-е годы предложил метод, который широко применяется и сегодня (Frankl
    , 1982a). В то время он возглавлял отделение, где находились суицидальные пациентки. Накануне их выписки он должен был оценить риск того, что они могут совершить суицид. Он разработал краткую технику опроса, с помощью которой можно было с необходимой точностью оценить опасность диссимуляции. Вопросы косвенно центрировались вокруг того, как пациент соотносится со смыслом. Автор метода опирался на следующее наблюдение: если пациент видит смысл в своей жизни, то это уменьшает риск суицида, если же он такого смысла не видит, то ничто не сможет его удержать. Смысл — важное вспомогательное средство (hilfsmittel), ресурс, позволяющий преодолеть суицидальность.

    Обнаружение скрытой суицидальности начинается, как уже отмечалось, с расспроса о возможных суицидальных тенденциях. Если пациент намерен диссимулировать, то он будет стараться рассеять сомнения терапевта: «Нет, таких мыслей у меня нет. Такое никогда бы не пришло мне в голову. Не стоит беспокоиться!» и т.п. При подобном ответе возможную диссимуляцию поможет раскрыть вопрос, на первый взгляд, неожиданный: «Почему
    бы вы этого не сделали? Что дает вам такую уверенность?» В случае диссимуляции пациент обычно удивляется, начинает заикаться: «Нет, скорее — нет, я этого не сделаю, не беспокойтесь, будьте уверены, я этого не сделаю. » Диссимуляция распознается на основании того, что человек не может соотнестись со смыслом и задать некое конкретное содержание. Если же пациент не диссимулирует, он спокойно приводит свои аргументы, например, говорит: «У меня есть семья. есть та или иная задача. я не хотел бы делать это, зная, как будет страдать жена. из страха перед Богом. » и т.д.

    б) Пациентов с суицидальными намерениями спрашивают, могут ли они пообещать
    , что ничего с собой не сделают. Не рекомендуется задавать вопрос общего характера: «Вы можете пообещать, что не убьете себя?» Большинство людей не смогут дать такое обещание. Вопрос должен быть более конкретным и рассчитанным на определенный временнóй интервал: «Можете ли вы пообещать мне, что в этом месяце (или на этой неделе) не причините себе вреда?» В тяжелых случаях вопрос должен быть еще более узким: «Можете ли вы пообещать мне, что завтра мы снова увидимся?»

    В острых и особо острых случаях единственное содержание, которого может касаться обещание, — отношения между терапевтом и пациентом, а не возможный поступок. «Можете ли вы пообещать мне, что в любом случае свяжетесь со мной, если ваши мысли будут вращаться вокруг самоубийства? Можете ли вы пообещать, что позвоните мне, если поймете, что не сможете больше гарантировать, что ничего с собой не сделаете? Пообещайте мне, что в таком случае вы наверняка позвоните, будь то ночь или день, прежде чем решитесь на этот поступок». Необходимо скрепить это обещание рукопожатием, при этом открыто посмотреть друг другу в глаза. Если пациент стремится избежать рукопожатия (или оно некрепкое), если он избегает взгляда, то следует настоять, чтобы скрепление договоренности прошло нормально. Если больной пойдет на это, то можно гарантировать с большой вероятностью, что он не нарушит своего обещания. Такое обещание имеет большой вес, ибо тяжело умирать с нарушенным обещанием!

    в) Если получить от пациента обещание не удается, то ситуацию следует рассматривать как критическую, как имманентный суицид. В таком случае нельзя оставлять пациента одного. Рекомендуется госпитализация. Если это невозможно, то следует организовать социальную сеть из заслуживающих доверия лиц, которые в состоянии взять на себя ответственность и гарантировать, что они проявят бдительность. Будет фатальной ошибкой отправить пациента домой, не убедившись в том, что он там ему будет обеспечен надежный присмотр (при этом нельзя полагаться только на заверения пациента!).

    4. Профилактика депрессии

    Рассмотрим еще несколько пунктов, касающихся предотвращения депрессии и психогигиены.

    a) Экономия и восстановление сил (уход за силами)
    . Профилактика заключается в том, чтобы пристально следить за сферами истощения и быть чувствительным в отношении тех областей, где возникает потеря сил. Это часто происходит там, где человек действует из чувства долга или же прилагает к чему-то слишком много усилий, например, на работе, во время вождения автомобиля, даже в процессе мытья посуды поздно вечером после рабочего дня. Такие стрессовые факторы следует осознавать, потому что на них уходит много сил, и часто это ведет к раздражительности, к появлению мышечного напряжения (прежде всего в плечевой области и в спине). Правильная организация отдыха, внимательное отношение к продолжительности сна, к перерывам, к занятиям спортом, режиму дня, планированию недели может предотвратить потерю сил и истощение. Ритмичность и регулярность облегчают жизнь, т.к. отпадает необходимость принимать решения. Важно жить сообразно своему темпу, ибо, как показывает опыт, в любой депрессии есть доля истощения.

    b) Медикаменты.
    К уходу за силами и, таким образом, к области первого фундаментального условия исполненной экзистенции («первая фундаментальная мотивация» — Längle
    , 1992b; 1999), относится также использование медикаментов. Продолжительный прием антидепрессантов, а также лития — проверенное средство профилактики депрессии.

    c) Уход за ценностями.
    Для сохранения радости жизни и жизненной силы, важно уделять внимание тому, что нравится. Фундаментальное чувство — хорошо, что ты живешь, что ты есть на свете — должно сохраняться и по возможности усиливаться. Для этого важен опыт, который ведет человека к отношениям с ценностями. Имеется в виду следующее:

  • Ухаживать за приятными переживаниями, понимая, что там, где радость, — там жизнь. Недостаточно знать,
    что было бы полезно, нужно также переживать
    это и делать
    .
  • Наслаждаться ценностями переживания
    , уделять им время, обращаться к ним.
  • Ухаживать за отношениями.
  • С вещами, которые важны для человека, обращаться как с ценностью
    — это культура жизни.
  • Ухаживать за телом,
    больше двигаться, заниматься спортом. Обращать внимание на хорошее физическое самочувствие. Для чувств тело – как воск для пламени свечи.
  • d) Обращение к жизненным препятствиям
    , к тому, что отнимает у человека жизнь:

  • Задать себе вопросы относительно причины нагружающих чувств
    (Belastende Gefühle
    ) и обсудить их с другими.
  • Начать грустить
    , если грусть отсутствует.
  • Обратиться к разочарованиям
    и потерям
    , принять чувство, связанное с неудачей или отказом. Если обращение к этим жизненным препятствиям отсутствует, то душа держится за то, что отрицается разумом, а это неизбежно приведет к депрессии.
  • e) Бережное использование времени.
    Время — это всегда время жизни. Благодаря бережному использованию времени человек обращает внимание на любовь к собственной жизни. Конкретно это означает: по возможности делать только то, что является для тебя важным, и избегать траты времени на второстепенное. Для депрессивного человека соблюдение этого правила особенно значимо. Не отставлять себя вновь и вновь, не отказываться от себя ради других.

    f) Специальная работа над установками.
    Депрессивный человек склонен к установке подчинения, особенно в начале депрессии. Ему свойственно приспосабливаться, чтобы «заслужить» ценную близость, подчиняться судьбе или авторитетам. Надлежит работать над тем, что важно вступаться за себя, проживать свои желания, потребности, запросы. Следует критически рассмотреть и изменить депрессивную «идеальную» картину: отнюдь не всегда хорошо быть скромным и «задвигать» себя. Работа с установками желаний
    : желания таят в себе опасность латентной пассивности. Человек отдан
    желаниям, если он ожидает, что их выполнят другие. Из-за фиксации на желании обладать чем-то, чего у него нет, человек переживает дефицитную сторону жизни значительно сильнее. Основное правило гласит: желания хороши до тех пор, пока сохраняется возможность отказаться от них. Работа над установкой самоуважения
    :
    для сохранения или роста самоуважения важно чувствовать проявления неуважения со стороны других, не следует терпеть неуважительное отношение. Если оно есть, то в качестве профилактики важно поговорить об этом.

В мире существует более 400 видов и методов психотерапии, которые применяются для лечения различных психических расстройств. Однако для лечения депрессии специалисты чаще всего используют следующие:

  • конгитивно-поведенческую;
  • экзистенциальную;
  • психодинамическую;
  • интерперсональную;
  • клиент-центрированную.

Механизмы реализации

Целью психотерапии при депрессии является устранение симптомов заболевания. По иерархическому критерию выделяют несколько уровней подобной психотерапии:

  • Вся информация на сайте носит ознакомительный характер и НЕ ЯВЛЯЕТСЯ руководством к действию!
  • Поставить ТОЧНЫЙ ДИАГНОЗ Вам может только ВРАЧ!
  • Убедительно просим Вас НЕ ЗАНИМАТЬСЯ самолечением, а записаться к специалисту
    !
  • Здоровья Вам и Вашим близким!
  • психический;
  • неврологический;
  • вегетативный;
  • соматосистемный;
  • соматоорганный.

Как правило, механизм депрессии настолько сложен, что включает все вышеуказанные уровни. Но степень проявления каждого из них строго индивидуальна. По этой причине и программа психотерапии выстраивается исходя из каждого конкретного случая.

Психотерапия при депрессии методики

Варианты форм и методов психотерапии разнообразны. Специалист выбирает необходимую модель, руководствуясь несколькими принципами:

  • определением нозологической картины пациента, ориентируясь на генетическую карту болезней, которые могли спровоцировать депрессию;
  • выявлением личностных особенностей пациента;
  • концентрацией на наиболее выраженном уровне проявления симптомов;
  • личностной работой психотерапевта в вопросе профессиональной идентификации;
  • методологией и концептуальными возможностями науки относительно эффективности психотерапии в конкретном случае.
На психическом уровне
  • Работа проводится посредствам информационного воздействия.
  • Пациент получает от специалиста информацию, которая является для него абсолютно новой или старой, но в совершенно иной интерпретации.
  • На этом уровне важен эмоциональный компонент.
  • В случае разрозненности в эмоциональном и когнитивном плане преподносимая информация искажается или полностью блокируется для восприятия.
  • Воздействие на психическом уровне имеет своей целью устранение единичных симптомов депрессии.
  • В некоторых случаях можно добиться личностных изменений на уровне изменения особенностей реагирования.
На психофизиологическом уровне
  • Воздействие этого уровня предполагает применение свойств анализаторов на основании построения обратной связи.
  • В работу включаются рефлекторные механизмы, а также особенности поведения и физиологии.
На нейровегетативно-соматическом уровне
  • Для этого воздействия характерно включение рефективных и соматических направлений.
  • В обязательном порядке подключается эмоциональное подкрепление.
  • Как правило, подобная работа проводится в виде тренинговых занятий.

Идеальным вариантом является программа психотерапии, включающая постепенный переход от одного уровня воздействия к другому.

Жизнь в депрессии

Мир вокруг нас многополярен, что-то радует и умиляет, что-то, наоборот, раздражает и вызывает чувство брезгливости. У каждого человека есть свои пороги чувствительности к мировому пространству, своя семантика, свое субъективное мнение об объективном мире. Для кого-то такая проблема не представляет значения, а для кого-то это решение её – вопрос жизни и смерти.

Большинство людей, так и не научившись ценить каждое мгновение жизни, проводят лучшие годы в состоянии апатии, отметая напрочь личностное развитие, интересные хобби, даже не пытаясь что-либо изменить в своем личностном пространстве. Положительный фактор депрессивных состояний в том, что в большинстве случаев больной осознает свой недуг, не отвергая диагноза.

Любая информация, поступающая к нам, должна восприниматься нейтрально, только тогда мы сможем сохранить своё здоровье и научиться радоваться жизни!

Психотерапия депрессии
– уникальная система, оказывающая благоприятное лечебное воздействие на психику человека, а посредством психики – на деятельность организма в целом. Помощь психотерапевта лицу, страдающему депрессией, — спасательный круг, позволяющий «вынырнуть» из самой глубокой пропасти.

В чем секрет успеха психотерапевтических методов? Абсолютно все явления, происходящие в мире, обусловлены определенными причинами, и любое депрессивное расстройство не возникает спонтанно и беспричинно – оно обязательно имеет скрытые в подсознании корни. В результате психотерапевтической работы на поверхность, в осознанную область, «всплывает» материал, на первый взгляд абсолютно не связанный с заболеванием. То есть пациент открывает для себя и осознает истинные причины возникновения депрессии.

Психотерапия при депрессии методики

К тому же многочисленные исследования подтвердили, что люди, окруженные заботой и вниманием, которым предоставлен шанс быть выслушанным и понятым, эмоционально чувствуют себя гораздо комфортнее и выздоровление проходит быстрее, чем у тех лиц, которые вынуждены справляться с проблемной ситуацией один на один.

Квалифицированные специалисты, руководствуясь основополагающим принципом Primum Non Nocere («Прежде всего – не навреди») способны значительно уменьшить либо полностью устранить симптомы депрессии, успешно осуществить коррекцию настроения пациента, стимулировать развитие интересов и увлечений. Хорошие и глубокие знания, практический опыт позволяют психотерапевтам оценить тяжесть депрессивного расстройства и при необходимости вовремя привлечь к терапии психиатра и подключить медикаментозное лечение.

психиатрии, психологии, педагогики, социологии. Несмотря на разнообразие форм психотерапии, специалист работает с личными проблемами, личностными переживаниями клиента путем выслушивания, информирования, направления на иной уровень мышления клиента. Несмотря на принципиальные различия, все теоретические точки зрения психотерапии направлены на изменение восприятия, профессиональное просвещение, эмоциональную поддержку, актуальную помощь в разрешении индивидуальных проблем пациента.

На сегодняшний день разработано и применяется свыше 300 психотерапевтических направлений. Несмотря на это лидирующие позиции удерживает несколько групп учений.

Группа 1. Терапия депрессии с психодинамической (инсайтоориентированной) точки зрения

Методики данной группы уходят своими корнями в психоанализ, создателем которого является авторитетный и известный врач Зигмунд Фрейд. Особенностью лечения по психодинамическим методикам является осознание человеком вытесненных эмоций и воспоминаний. Используя такие приемы, как анализ сновидений, оговорок, свободные ассоциации, особенности забывания, врач помогает пациенту найти причины проблем, которые нередко уходят своими корнями в детство.

Психотерапия при депрессии методики

Группа 2. Когнитивная психотерапия депрессии

Целью поведенчески-ориентированных методик является обучение человека, страдающего депрессией, приспособительным умениям и навыкам, которые будут полезны при столкновении с теми или иными негативными или сложными жизненными обстоятельствами. Когнитивная терапия депрессии предполагает, что мысли и образы, влияющие на поведение и эмоциональную сферу, спрятаны неглубоко в подсознательном, и все депрессивные расстройства происходят из-за нарушенного, неверного мышления.

Работа психотерапевта нацелена на определение и разрешение конкретных личностных проблем каждого клиента: формирование и сохранение у личности новых, адекватных поведенческих реакций. В своей терапии для лечения депрессии специалисты применяют:

  • Положительное подкрепление (похвала);
  • Отрицательное подкрепление (критическое замечание);
  • Снижение порога чувствительности (уменьшение страха);
  • Взрывную терапию (переживание панического страха);
  • Моделирование (создание ситуаций и выработка соответствующего поведения).

Группа 3. Коррекция расстройств методами экзистенциальной терапией

Основное внимание специалистов, работающих в данном направлении, сконцентрировано на имеющихся проблемах клиента, возникших вследствие отсутствия гармонии с социальной средой, утраты чувства принадлежности к обществу и появления в результате этого чувства одиночества и отчуждения.

Сторонники данной школы психотерапии предполагают, что депрессивное расстройство возникает в результате влияния многочисленных социально-психологических факторов, которые личность не в состоянии самостоятельно преодолеть. Под воздействием длительных стрессоров у человека формируется стремление уйти из мира действительности в нереальный, фантазийный мир «упрощенности и понятности». В результате образуется «экзистенциальный вакуум», когда личность сама не понимает, для чего живет, и страдает от неопределенного смысла жизни.

Основа лечения с данной точки зрения состоит на осознание пациентом личной значимости, формирование адекватной самооценки и самоуважения, определении истинного смысла жизни. В первую очередь врач проводит работу для восстановления и пересмотра духовных, моральных, этических ценностей, принятия себя и других в реальности, развития самостоятельности мышления и естественности поведения.

Психотерапия при депрессии методики

Группа 4. Лечение депрессии, используя гуманистический подход

Психотерапия депрессии этой методики основана исключительно на возможностях и способностях человека. Представители данной ориентации убеждены, что каждая личность способна преодолеть свои проблемы, если у нее для этого существуют значимые стимулы. Условием достижения успеха в проводимой работе является освобождение клиента от неуверенности в собственных силах, боязни поражения, страха неудач.

В ходе сеансов психотерапевт добивается у клиента того состояния, когда он может свободно и откровенно говорить о своих мыслях, переживаниях, ощущениях, страхах. Специалист воспринимает всю слышимую информацию без похвал и критических замечаний, акцентируя внимание пациента на внутреннее состояние и испытываемые эмоции.

Техники работы с депрессией. (практические упражнения). Писаревский К.Л.

Снижением настроения;

Утратой способности переживать радость (ангедония);

психотерапия при депрессии

Нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на
происходящее и т. д.) и двигательной заторможенностью.

Прежде чем начать использовать техники, убедитесь, что форма вашей депрессии не
является органической. В данном случае, вам сможет помочь врач — психотерапевт.
Органическая или эндогенная депрессия это та депрессия, которая вызывается
физиологическими причинами. Например: болезни щитовидной железы или печени,
могут вызвать одну из форм эндогенной депрессии.

насколько они реалистичны? Если нужна корректировка, скорректируйте их.Второе. Очень важно понять, что у каждого симптома есть так называемые
вторичные выгоды. Депрессия в этом плане не исключение. Что значит вторичные
выгоды? С одной стороны, человек может жаловаться на то, что у него депрессия,
а с другой стороны, он получает так называемые блага от той формы поведения, в
которой он находиться будучи в депрессивном состоянии.

Это все происходит на бессознательном
уровне. Одна из форм проявления вторичных выгод, это так называемое снятие
ответственности за свою жизнь и возможно за жизнь тех, с кем вам приходиться
общаться. Поэтому первое: задайте себе вопрос, какие выгоды я получаю, будучи в
депрессивном состоянии? Это может казаться абсурдом, но это так.

Именно выгоды
и перечислите их для себя. Вам нужно найти как минимум пять. Это позволит вам
взглянуть на вашу депрессию немного с иной стороны.Третье. Прощание с депрессией. Ощутите вашу депрессию в теле. В какой части
тела она располагается? Что это за чувство, какой оно величины, какого оно
цвета?

Обычно, это сгусток серого или серо-черного цвета. Ощутили — отлично.
Теперь представьте себе, что она располагается в пространстве перед вами.
Увидели? Хорошо. Обратите внимание на ее форму, объем, цвет и величину.
Отметьте, что вы чувствуете в тот момент, когда вы на нее смотрите. Ощутили,
хорошо.

После этого, поблагодарите ее. Найдите те слова, которые будут выражать
вашу искреннюю благодарность. Ведь она столько времени жила с вами и столько
времени вы были вместе. Скажите ей о том, что в свое время она была вам нужна
для того, чтобы…………………………………………..(перечислите
все вторичные выгоды, которые вы получали благодаря депрессии), но теперь,
настало время вам расстаться и вы можете самостоятельно двигаться по жизни.

Скажите ей о том, что вы ее отпускаете. Обратите внимание на то, что происходит
с вашей депрессией после ваших слов. Посмотрите как она меняет свой цвет и
форму. Наблюдайте за тем, как она медленно медленно исчезает из вашего поля
зрения. Отметьте то, что вы чувствуете в своем теле в том месте, где до этого
была ваша депрессия.

Этапы

Установление контакта
На этом этапе происходит знакомство, обозначается проблема.
Заключение контракта
  • Следующим шагом становится определение специалистом и пациентов цели и задач их совместной работы.
  • Разрабатывается структура, оговаривается конфиденциальность информации, устанавливаются границы, при необходимости затрагивается вопрос об оплате (в частной психотерапии).
Непосредственные сеансы психотерапии
Они проводятся в зависимости от потребностей пациента.
Окончание работы
  • По завершении психотерапии обсуждается, достигнута ли цель, решены ли изначально поставленные задачи.
  • Специалист и пациент подводят итоги проделанной работы.
  • Обсуждается вопрос о необходимости поддерживающей психотерапии или переходе на психологическое консультирование.

Структура

Под психотерапевтической структурой следует понимать формальные данные, отражающие условия, в которых осуществляется подобное воздействие:

  • применяемый подход: психодинамический, интегральный, системный;
  • ситуативные особенности: прием в стационаре, амбулаторный прием;
  • форма приема: индивидуальная, групповая, семейная;
  • временные показатели: прием детей обычно составляет до 30 минут; взрослых до 60 минут;
  • периодичность: зависит от используемого метода, может составлять как 5 раз в неделю, так и 1 раз в месяц;
  • продолжительность: может быть как краткосрочной (несколько сеансов), так и долгосрочной (месяцы и даже годы).

Все эти моменты необходимо оговаривать перед непосредственным началом психотерапии. Иначе в ходе работы могут возникнуть путаница и недопонимание.

Оцените статью
Все про антибиотики
Adblock detector