Лечится ли умственная отсталость у детей

Пневмония

Основные признаки умственной отсталости легкой степени

Соматически ребенок-олигофрен практически здоров. Олигофрения — это не болезнь, но такое состояние ребенка, при котором наблюдается стойкое недоразвитие всей его психики.

Недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы у олигофренов проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, иногда с резкими отклонениями. Однако это подлинное развитие, в ходе которого происходят и количественные, и качественные изменения всей психической деятельности ребенка.

Умственная отсталость, возникающая после того, как речь ребенка уже сформировалась, встречается относительно редко. Одной из ее разновидностей является деменция — слабоумие. Как правило, интеллектуальный дефект при деменции необратим, так как происходит прогрессирование заболевания, которое иногда может привести к полному распаду психики.

В отечественной дефектологии умственно отсталых детей обычно делят на три группы: дебилы, имбецилы, идиоты. Дебилы — это дети с легкими степенями умственной отсталости. Они являются основным контингентом специальных детских садов и специальных школ для умственно отсталых учеников. Дети со средней и глубоко выраженной отсталостью (соответственно имбецилы и идиоты) живут и воспитываются в семьях или помещаются в интернатные учреждения Министерства социальной защиты, где находятся пожизненно.

Дети с органическими поражениями коры головного мозга (олигофрены) растут обычно ослабленными, нервными, раздражительными. Многие из них страдают энурезами. Им свойственна патологическая инертность основных нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему и поэтому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность общения с ними у ребенка в дошкольном возрасте часто не возникает.

Дети не умеют общаться и со своими сверстниками. Спонтанность усвоения общественного опыта у них резко снижена. Дети не умеют правильно действовать ни по словесной инструкции, ни даже по подражанию и образцу. У умственно отсталых дошкольников ситуативное понимание речи может сохраняться вплоть до поступления в школу.

Для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для наделения и фиксирования ярко обозначенных свойств и простейших отношений между предметами, для понимания важности того ли иного действия умственно отсталому дошкольнику требуется гораздо больше вариативных повторений, чем для нормально развивающегося ребенка.

У умственно отсталых детей — дошкольников, лишенных специального коррекционно-направленного обучения, отмечается существенное недоразвитие специфических для этого возраста видов деятельности — игры, рисования, конструирования, элементарного бытового труда.

Умственная отсталость у детей

Умственно отсталый ребенок проявляет крайне слабый интерес к окружающему, долго не тянется к игрушкам, не приближает их к себе и не пытается ими манипулировать. В возрасте 3—4 лет, когда нормально развивающиеся дети активно и целенаправленно подражают действиям взрослых, умственно отсталые дошкольники только начинают знакомиться с игрушками. Первые предметно-игровые действия появляются у них (без специального обучения) лишь к середине дошкольного возраста.

У большинства умственно отсталых детей, не посещающих специальный детский сад, не имеющих дома контактов со специалистами-дефектологами или заботливыми и разумными родителями, графическая деятельность до конца дошкольного возраста находится на уровне бесцельного, кратковременного, хаотического черкания.

Сенсорное развитие в предшкольном и школьном возрасте у этих детей значительно отстает по срокам формирования. Они действуют либо хаотически, не учитывая свойства предметов, либо ранее усвоенным способом, не адекватным в новой ситуации. Восприятие олигофренов характеризуется недифференцированностью, узостью. У всех умственно отсталых детей наблюдаются отклонения в речевой деятельности, которые в той или иной мере поддаются коррекции.

Развитие речевого слуха происходит у умственно отсталых детей с большим опозданием и отклонениями. Вследствие этого у них наблюдается отсутствие или позднее появление лепета. Для олигофренов характерна задержка становления речи, которая обнаруживается в более позднем (чем в норме) понимании обращенной к ним речи и в дефектах самостоятельного пользования ею. У некоторых умственно отсталых детей наблюдается отсутствие речи даже к 4—5 годам.

Большие трудности возникают у умственно отсталого ребенка при решении задач, требующих наглядно-образного мышления, то есть действовать в уме, оперируя образами представлений. Умственно отсталые дошкольники часто воспринимают изображения на картинке как реальную ситуацию, в которой пытаются действовать.

Их память характеризуется малым объемом, малой точностью и прочностью запоминаемого словесного и наглядного материала. Умственно отсталые дети обычно пользуются непроизвольным запоминанием, то есть запоминают яркое, необычное, то, что их привлекает. Произвольное запоминание формируется у них значительно позднее — в конце дошкольного, в начале школьного периода жизни.

Отмечается слабость развития волевых процессов. Эти дети часто бывают безынициативны, несамостоятельны, импульсивны, им трудно противостоять воле другого человека. Им свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья.

Воспитывая умственно отсталого ребенка в семье, родителям следует задуматься о его будущем. Если предполагается, что он всю жизнь пробудет только в семье, нигде не работая, то ему достаточно иметь навыки самообслуживания и элементарного бытового труда. Если возникают другие перспективы, то надо заранее готовить к ним умственно отсталого ребенка.

Олигофрения – это группа различных по этологии, патогенезу, клинической картине состояний общего психического недоразвития с преимущественной недостаточностью интеллектуальных функций, которые являются врожденными или приобретенными в первые 3 года жизни ребенка. Синонимами олигофрении являются «умственная отсталость», «врожденное слабоумие», «умственная отсталость у детей», «понятие, болезнь, синдром, диагноз олигофрении», «детская олигофрения, умственная отсталость».

Термин «олигофрения» происходит от греческих слов «oligos», которое означает «малый», и «phren», которое означает «ум, разум». Диагноз «олигофрения» есть в МКБ 10. F70 — умственная отсталость легкой степени (IQ 50  — 60), F71 — умственная отсталость умеренная (IQ 35 — 49), F72 — умственная отсталость тяжелая (IQ 20 — 34), F73 — умственная отсталость глубокая (IQ 19 и менее), F78 — другие формы умственной отсталости, F79 — умственная отсталость неуточненная.

Какие существуют виды умственной отсталости? В зависимости от выраженности психического дефекта неврологи, рефлексологи, рефлексотерапевты, психоневрологи, психиатры выделяют различные виды олигофрении, степени умственной отсталости (3 степени).

  1. Легкая умственная отсталость, умственная отсталость легкой степени, 1 степень олигофрении, дети с легкой умственной отсталостью (дебилы), дебильность.
  2. Средняя умственная отсталость, умственная отсталость средней степени, 2 степень олигофрении, дети со средней умственной отсталостью (имбецилы), имбецильность.
  3. Тяжелая умственная отсталость, глубокая умственная отсталость, умственная отсталость тяжелой глубокой степени, 3 степень олигофрении,  дети с грубой, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (идиоты), идиотия.

Остановимся на трех видах, формах умственной отсталости: дебильность, имбецильность, идиотия. Какая клиника умственной отсталости, клинические варианты, характеристика степеней, структура дефекта? Принципы классификации основаны на IQ. Какие признаки слабоумия у новорожденных (стигмы дисэмбриогенеза)?

Что такое дебильность, олигофрения в стадии дебильности, в степени дебильности? Дебильность – это легкая степень врожденной (врожденная умственная отсталость) или приобретенной (приобретенная умственная отсталость) в раннем детстве умственной отсталости. Интеллектуальный коэффициент IQ дебильных детей равен 50 – 70.

У детей с дебильностью наблюдаются задержка речевого развития, задержка моторного развития, задержка психоречевого развития, задержка и отставание психомоторного развития, нарушения речи. Речевой  словарь детей достаточно беден. Речь детей с умственной отсталостью скудна. Игры носят манипуляционный характер.

trusted-source

Отмечаются слабость абстрактного мышления, логической памяти. Волевые функции значительно снижены, деятельность детей с умственной отсталостью ограничена. В школе  — сильное отставание от сверстников, невозможность адекватного обучения, снижение памяти, ассоциативного мышления. В подростковом возрасте добавляются незрелость эмоций, воли, сниженная социальная адаптация.

Что такое имбецильность, олигофрения в стадии имбецильности? Имбецильность – это форма умственной отсталости, которая занимает среднее положение между идиотией и дебильностью. Интеллектуальный коэффициент IQ имбецильных детей от 20 до 49. Мышление имбецильных детей крайне конкретное. Для таких детей недоступны отвлеченные понятия.

Словарный запас очень ограничен и включает узкий круг обиходных слов. Отмечается снижение всех психических функций. Им доступны навыки самообслуживания. Дети могут элементарные трудовые действия. К самостоятельному труду и обучению во вспомогательной школе имбецилы не способны. Наличие имбецильности является показанием для признания таких детей инвалидами детства. К сожалению, имбецильных детей часто отправляют в дома-интернаты.

  • Коэффициент интеллекта IQ – 50-69
  • По Бине и Симону дебильность устанавливается у  ребенка, который общается с окружающими, используя устную и письменную речь, но отстает в развитии от сверстников на 2-3 года и это не связано с неправильным посещением школы
  • Психомоторное развитие нарушено с раннего детства – позже начинают ползать, сидеть, ходить, говорить
  • Обычно отмечаются дефекты физического развития, неврологическая микросимптоматика, моторная неловкость, косноязычие, бедность и невыразительность мимики
  • Фразовая речь – с 3-4 лет
  • Различают основные и часть дополнительных цветов, выделяют предметы по форме, размеру, весу
  • При легкой умственной отсталости отмечается слабость абстрактного мышления, неспособность к сложным суждениям, отвлечению и обобщению, выделению существенных признаков предметов и явлений, полная беспомощность в заданиях на сообразительность
  • Ребенок, у которого имеется дебильность, может формировать хорошо известные ему группы: «животные», «фрукты», а иногда и «транспорт», «инструменты», «люди», но делает это по конкретно-ситуационным признакам
  • Если имеется умственная отсталость легкой степени, недоступно понимание переносного смысла пословиц, метафор, характерно буквальное их толкование
  • Выявляется бедность словарного запаса, склонность к употреблению слов без точного знания их смысла. Выражение своих мыслей вызывает большие затруднения, часто ребенок с легкой умственной отсталостью не может дать определение тому или иному предмету, заменяя слова междометиями и жестами
  • Пересказ однократно прочитанного текста обычно затруднен, при повторном прочтении ситуация улучшается, но скрытый смысл, подтекст обычно остается нераспознанным
  • Решение арифметических задач в два и более действия недоступно, причем помощь педагога обычно не воспринимается
  • Память снижена, хотя механическое запоминание дат, имен может быть хорошим
  • Отсутствует фантазия, воображение, чувство юмора
  • Интересы – сказки, телевизор, иногда – компьютерные игры
  • Поступки непоследовательны, характерно подражательство, внушаемость, подверженность чужому влиянию, раздражительность или апатичность
  • Чем раньше начато лечебно-педагогическое воздействие, тем лучше результат коррекции нарушений при дебильности
  • В первые годы жизни эффективны повторные курсы рефлексотерапии, в том числе сегментарного и точечного массажа, позволяющие стимулировать кровообращение и обменные процессы в коре головного мозга
  • Большое значение имеет правильное питание, игры на свежем воздухе, регулярные занятия лечебной физкультурой, плавание, иппотерапия, музыкотерапия, постоянное общение со здоровыми сверстниками
  • Необходимы ежедневные развивающие занятия, периодические консультации дефектолога, психолога и выполнение полученных рекомендаций, посещение детского сада, школьные занятия
  • У взрослых, у которых с детства диагностирована умственная отсталость легкой степени, в коррекции на первый план выходит регулярная физическая активность, работа по дому и на производстве, социальная адаптация

Умственная отсталость и совершение преступлений

Исследования West доказывают, что IQ является одним из пяти ведущих факторов, связанных с развитием делинквентного поведения. Лица с выраженной неспособностью к обучению чаще всего проживают в одном из резидентных заведений, обеспечивающих уход за ними, и потому совершение ими преступлений в сообществе маловероятно.

Вместе с тем в настоящее время большинство резидентных служб действуют в режиме тесной интеграции с сообществом, и таким образом, в зависимости от степени надзора в учреждении, возникает больше возможностей для совершения преступлений, чем это было раньше, когда большинство лиц с такой степенью интеллектуальной недостаточности содержались в больницах Национальной системы здравоохранения.

Больницы были известны тем, что абсорбировали криминальное поведение своих пациентов с минимальным вовлечением полиции — только при совершении очень тяжелых преступлений. Современные небольшие по размерам дома проживания под управлением социальных служб, добровольческих организаций и частных лиц в случаях совершения их подопечными преступлений чаще прибегают к помощи полиции и запрашивают в местных психиатрических службах направление на принудительное помещение в больницу.

Следует принимать во внимание, что далеко не все лица с тяжелой умственной отсталостью могут описать свои действительные действия, и потому многие решения, связанные с реакцией на предполагаемое криминальное поведение, основываются на несвязной и неподтвержденной информации.

Из этого следует, что решение не проводить судебных слушаний, хотя оно и принимается из самых наилучших побуждений, может, по сути, лишить лицо с выраженной умственной отсталостью презумпции невиновности, лежащую в основе системы уголовного правосудия, когда обратное не доказано. Именно по этой причине Закон об уголовной процедуре 1991 года (Безумие и неспособность участвовать в судебном разбирательстве) предусматривает, что сначала необходимо рассматривать факты, соблюдая при этом требование к бремени доказывания в пределах «разумной достаточности», а потом уже переходить к рассмотрению вопроса о направлении лица, неспособного участвовать в судебном разбирательстве по причине существующих ограничений, в соответствующее учреждение.

Лица с более легкими степенями умственной отсталости обычно не ограничены в перемещении в сообществе и делают это без какого-либо надзора, и по этой причине для них выше вероятность вступления в контакт с системой уголовного правосудия в случае совершения преступлений. Степень их интеллектуальных ограничений может быть не заметна в полной мере, особенно если слабая способность перерабатывать информацию прикрыта маской «социальной адаптированности».

В таких случаях важно правильно оценить действительную психическую способность субъекта, так как это может иметь последствия, в частности, для признания его свидетельских показаний надежными и признания его способным предстать перед судом. Преступники с легкими степенями умственной отсталости нередко способны участвовать в судебном разбирательстве и в состоянии предстать перед судом, но что касается приговоров, то здесь возможен широкий диапазон их направления в службы сообщества или больницы, то есть мер, альтернативных уголовным наказаниям.

Особые проблемы возникают с лицами с IQ в диапазоне 70-85. Эта группа обычно описывается как лица с лица с пограничным уровнем интеллекта. Большинство из них в состоянии жить самостоятельно, но они страдают от разнообразных проявлений неадекватности и личностных проблем, которые могут предрасполагать к антисоциальному поведению.

Они не попадают под действие положений о психической ущербности Закона о психическом здоровье, но могут подпадать под его действие в части, касающейся психопатического расстройства. Психо-социальная оценка и выявление интеллектуального дефицита могут иметь большое значение для смягчения наказания и назначения адекватной его меры.

Лечится ли умственная отсталость у детей

Исследования популяций детей указывают на наличие устойчивой статистической связи между низким IQ и совершением преступлений. West обнаружил, что делинквентами становятся 20% лиц с IQ ниже 90 по сравнению с 9% среди лиц с IQ 91-98 и 2% среди лиц с IQ выше 110. В среднем IQ делинквентов минимум на 5 единиц ниже популяционной нормы.

Исследования популяций в системе исполнения наказаний дают широкий разброс (1-45%) в оценках частоты субнормальности, хотя они могут отражать и качество диагностики, особенности обследованных тюрем, годы оценки и качество служб, которые могли вывести лицо, неспособное к обучению, из системы уголовного правосудия.

Данные тюремных исследований приводят к достаточно спорным выводам о роли умственной отсталости в преступности. И хотя можно утверждать, что все дело в том, что лиц с умственной отсталостью легче поймать, исследование West и работы других авторов свидетельствуют о том, что лица с неспособностью к обучению действительно совершают преступления чаще.

Отмечено, что в этой категории лиц доминируют некоторые криминогенные факторы, такие, например, как большая семья, низкий социальный статус и дополнительные физические ограничения, но, как показывает тщательное сопоставление выборок, низкий IQ сам по себе также является криминогенным фактором. Низкий IQ создает поведенческие проблемы в возрасте до 3 лет, то есть до проявления проблем с обучением.

Плохая школьная успеваемость плюс низкая самооценка и низкий уровень переносимости фрустраций могут сочетаться с определенными личностными характеристиками и неспособностью учиться на собственном опыте, формируя, таким образом, повышенную склонность к антисоциальным способам реагирования, если дела идут не так, как изначально ожидалось.

В целом предполагается, что лица с умственной отсталостью, хотя и способны совершить любое преступление, чаще всего совершают сексуальные преступления или поджоги. Это утверждение в значительной мере основывается на данных клинической практики и исследованиях преступлений, совершенных лицами, не способными к обучению и помещенными в больницу, и потому к ним следует подходить с определенной степенью осторожности.

Вместе с тем не исключено, что лица, не способные к обучению и попадающие в поле зрения судебно-психиатрических служб, будут обвинены или осуждены именно за эти виды преступлений. Это может быть связано с существованием неформального порога тяжести преступлений, соблюдаемого социальными и правоприменительными органами при принятии решения о начале формального процесса для этой категории лиц.

Воровство и пограничная умственная отсталость

Г-н В. — один из пяти детей в полной семье, в которой отец страдал несколькими хроническими болезнями, включая эпилепсию. В его анамнезе не было задержки развития, за исключением ночного энуреза, который сохранялся до 18 лет. В школе он относился к категории тугодумов, и закончил свое школьное образование в возрасте 15 лет без документов, подтверждающих успешное завершение этого этапа образования. В течение четырех лет ему удавалось удержаться на работе и зарабатывать деньги, но впоследствии новой работы ему найти не удалось.

Г-н В. попал в сферу внимания психиатрии, ещё будучи ребенком — из-за трудностей с учебой и энуреза. Тогда его 10 был оценен в 80. Будучи взрослым, он был госпитализирован по поводу рекуррентной депрессии, намеренного нанесения самоповреждений, фетишистской привязанности к женскому нижнему белью. О нем также было известно, что он чрезмерно злоупотреблял алкоголем.

Пограничная умственная отсталость характеризуется интеллектульаным коэффициентом от 70 до 80. IQ равен 70 – 80.

Медико-правовая оценка лиц с умственной отсталостью

Адекватной исходной точкой в данных обстоятельствах является оценка интеллектуального функционирования. Специалисты по психиатрии умственной отсталости обычно в состоянии дать клиническую оценку случая, то есть определить, подпадает ли данное лицо под диагноз неспособности к обучению (умственная отсталость) по МКБ-10.

При возможности оценку психиатра следует подкрепить результатами формального психометрического тестирования, выполненного клиническим психологом, имеющим опыт работы с лицами, не способными к обучению. Помимо оценки интеллектуального функционирования, необходимо также рассмотреть возможность наличия наложившейся на основное состояние психической болезни, хромосомных и иных генетических аномалий, приобретенного поражения головного мозга, а также таких специфических расстройств, как расстройства аутического спектра.

Обычно требуется собрать как можно больше «фоновой» информации, причем из максимально надежных источников. В частности, следует проявлять осторожность при оценке рассказа субъекта о заявляемом преступлении. Лица с умственной отсталостью часто изо всех сил стараются не противоречить лицам, представляющим власть, и таким образом могут в ходе беседы согласиться на какие-то предложения, не осознавая при этом последствий своих ответов.

При оценке субъекта, обвиняемого в совершении преступления, который предположительно страдает умственной отсталостью, необходимо принимать во внимание следующее:

  1. Страдает ли данный субъект неспособностью к обучению, и если страдает, то в какой степени?
  2. Действительно ли поведение субъекта связано с его умственной отсталостью, и попадает ли данное поведение в категорию аномально агрессивного или в значительной мере безответственного поведения?
  3. Есть ли основания предполагать у данного лица, помимо неспособности к обучению, наличие какого-то психического расстройства, и, если таковое присутствует, предполагает ли факт наличия такого расстройства специфические рекомендации?
  4. Способен ли субъект участвовать в судебном разбирательстве?
  5. Следует ли в случае убийства ставить вопрос об ограниченной ответственности?

Если исходить из того, что субъект подпадает под категории психической ущербности, тяжелой психической ущербности, психической болезни, психопатического расстройства, неспособности участвовать в судебном разбирательстве или ограниченной ответственности, то следующим вопросом будет рекомендация суду о том, куда поместить такого субъекта.

В случае, если субъект классифицируется как лицо психически ущербное или как лицо, страдающее иным психическим расстройством, соответствующей мерой будет помещение его в больницу в соответствии со ст. 37 Закона о психическом здоровье 1983 года, что позволяет наилучшим образом удовлетворить потребности индивида в терапии.

В подавляющем большинстве случаев нет необходимости помещать таких лиц в больницу. Им больше подходят санкции в сообществе. Вместе с тем суды обязаны удостовериться в адекватности меры помещения лица в сообщество как с точки зрения терапии, так и с точки зрения общественной безопасности и соответствующей профилактики повторных преступлений. Возможны следующие варианты мер в сообществе:

  1. Ордер пробации с условием соблюдения терапевтического режима.
  2. Ордер об опекунстве в соответствии со ст. 37 Закона о психическом здоровье 1983 года.
  3. Ордер о надзоре в сообществе в соответствии с Законом об уголовной процедуре 1991 года (Безумие и неспособность участвовать в судебном разбирательстве). Эти меры позволяют предложить комплексный пакет помощи, а также обеспечивают структуру, позволяющую отслеживать этих лиц и контролировать их поведение. Такие пакеты помощи обычно предполагают взаимодействие многих служб и наличие специалиста, который будет заниматься организационным аспектом этого взаимодействия.

Сексуальная агрессия и неспособность к обучению

Г-н А. (возраст 20 лет) обвинен в совершении третьего за его жизнь преступления — попытке изнасилования 12-летней девочки. Он завел её в поле, вынудил раздеться и уже собирался изнасиловать, но тут помешали прохожие. Он был арестован.

Его первым преступлением было неприличное касание женщины в супермаркете, после которого он был условно-досрочно освобожден. Вторым преступлением было хватание женщины за грудь на улице. Его поведение в суде не оставляло сомнений в наличии психиатрического расстройства.

Трудности А. в обучении хорошо задокументированы: он посещал специальную школу. Его 1() равен 65. Он никогда не имел оплачиваемой работы. Известно также о выраженном дефиците у него социальных навыков. Известно, что по месту жительства он общался с делинквентными лицами. Имеются свидетельства о злоупотреблении алкоголем, и алкоголь, по мнению эксперта, был в значительно степени причиной расторможенности его поведения.

Четыре месяца спустя его арестовали за попытку изнасилования. Дальнейшая оценка на этой стадии выявила, что у него уже в течение многих лет были фантазии о педофилическом изнасиловании. Он признался, что носил при себе нож, и у него были фантазии об использовании ножа по ходу изнасилования.

Особенности последнего преступления и вызывающие беспокойство фантазии не оставляли сомнений в необходимости помещения А. в больницу — для его дальнейшего обследования и лечения. Из-за отсутствия на тот момент свободных коек в стационаре было принято решение о помещении А. в тюрьму, но в силу его уязвимости в условиях тюрьмы были предприняты шаги по переводу его в спецбольницу, в соответствии со ст. 47 Закона о психическом здоровье 1983 года и с применением ордера об ограничении на перемещения в соответствии со ст. 49 того же Закона.

К нему довольно успешно была применена терапевтическая программа общего и полового образования, а также тренинг социальных навыков и поведенческая терапия, направленная на противодействие нежелательным сексуальным импульсам. По истечении срока приговора приказ суда в соответствии со ст. 47 был преобразован в приказ в соответствии со ст.

На развитие детей с умственной отсталостью огромное положительное воздействие оказывает обучение. Малышей с олигофренией лучше обучать в специализированных вспомогательных учреждениях, в которых процесс обучения, в первую очередь, направлен на выработку у учеников разнообразных полезных знаний и умений.

В учебном процессе выделяют две основные категории учебных предметов, способствующих воспитывающей и развивающей функции обучения. Первая категория включает учебные предметы, отражающие героизм народа, повествующие о богатствах Родины и необходимости их беречь, о некоторых профессиях и людях. К таким предметам относят чтение, историю, естествознание, географию.

Другая категория учебных предметов включает социально-бытовое ориентирование и профессионально-трудовое обучение, которые способствуют формированию честности и воспитанию добросовестности, стремлению быть полезным субъектом общества.

Также специализированное обучение и необходимое воспитание детей с умственной отсталостью содержит в себе предметы, направленные на развитие эстетических качеств и физического здоровья (например, занятия ритмикой, музыкой или рисованием).

Обучение детей больных умственной отсталостью должно базироваться на семи стержневых принципах процесса обучения: воспитывающая и развивающая функция, доступность обучения, регулярность и четкая последовательность обучения, принцип коррекционного воздействия, связь обучения с жизнедеятельностью, принцип наглядности, устойчивость знаний и приобретенных умений, сознательность и инициативность обучающихся, индивидуальный и разграниченный подход.

Воровство и пограничная умственная отсталость

Г-жа Б., возраст 21 год, 10, = 67. Направлена в отделение усиленного наблюдения из-за непрерывных краж, насилия в отношении других лиц и нанесения самоповреждений. Попытки лечения и обуздания ее поведения в сообществе и в местном отделении обследования и лечения не принесли успеха. Б. помещена в отделение с усиленным режимом безопасности в соответствии со ст. 3 Закона о психическом здоровье по основанию психической ущербности.

История задержки развития у Б. уходит в младенческий возраст. Она обучалась в системе специального школьного образования. Поведенческие расстройства отмечались давно, но стали более выраженными после смерти её матери, когда ей было 17 лет. Соответственно, был поставлен диагноз аномальной реакции горя, и её лечили по поводу депрессии.

Условия усиленного наблюдения предполагали проведение под руководством психолога поведенческой программы, в ходе которой она постепенно приучалась брать на себя ответственность за свои поступки. Такие программы нередко вызывают временное обострение нежелательного поведения, и тогда физические ограничения, существующие в отделении, и более благоприятное соотношение работников и пациентов позволяют с достаточной мерой безопасности ограничить такое обострение.

История изучения умственной отсталости, олигофрении, слабоумия

— это расстройство интеллекта, в следствии которого у человека снижается способность не только понимать связь между окружающими явлениями, а так же утрачивается способность отделять главное от второстепенного, утрачивается понимание своих же высказываний.

В психиатрии слабоумие относится к интеллектуальным расстройствам (изменениям процесса рационального познания, умозаключений, суждений, критических способностей).

Лечится ли умственная отсталость у детей

Приобретённое заболевание — Деменция — от лат. de — приставка, означающая снижение, понижение, движение вниз, mens — ум, разум.Шизофреническое слабоумие (или апатическое, атактическое слабоумие) — характеризуется интеллектуальной бездеятельностью, безынициативностью, в то время как предпосылки к умственной деятельности ещё длительное время могут сохраняться.

Именно поэтому интеллект таких больных сравнивают со шкафом, полным книг, которыми никто не пользуется, или с музыкальным инструментом, закрытым на ключ и никогда не открываемым.Эпилептическое слабоумие — выражается не только в значительном снижении памяти, но и в своеобразном изменении мышления, когда человек начинает терять способность различать главное и второстепенное, ему всё кажется важным, все мелочи — значительными.

Мышление становится вязким, непродуктивным, патологически обстоятельным, больной никак не может выразить свою мысль (недаром эпилептическое мышление называют иногда лабиринтным). Характерно также сужение круга интересов, концентрация внимания исключительно на своём состоянии (концентрическое слабоумие).Врожденное заболевание — олигофрения (от греч. oligos — малый в смысле количества phren — дума, ум).

Впервые врачи упоминаниют в трактатах о детском слабоумии в 16 веке. Они называют его термином «врожденная глупость». В 17 веке появилось подробное описание одной из форм олигофрении «кретинизм». Таких детей называли термином «кретин», а заболевание  — кретинизмом. В 18 веке F. Pinel выделил из группы психозов детского возраста идиотизм и слабоумие. В 19 веке D.

Bournevil составил классификацию олигофрении и употребил термин «имбецильность». Вскоре в группе олигофрении начали выделять дебилов. Дебилы – это дети с легким снижением интеллекта. В начале 20 века E. Kraepelin объединил все формы раннего, непрогредиентного слабоумия в одну общую группу олигофрению (малоумие).

Насилие, депрессия и умственная отсталость

Лечится ли умственная отсталость у детей

Г-жа Г. обвиняется в намеренном нанесении телесных повреждений: нападении на свою мать с использованием элемента декоративной садовой композиции и причинении ей тяжелой травмы головы. В период нападения Г. необоснованно считала себя смертельно больной и думала, что лучше в этой ситуации «взять мать с собой».

В целом её раннее развитие протекало нормально, за исключением непреодолимой школьной фобии. В школе её считали неуспевающей, и она завершила своё школьное обучение в возрасте 15 лет без документов, подтверждающих успешное завершение этого этапа образования. У неё никогда не было постоянной работы. Г.

дважды была замужем — сначала за мужчиной на 50 лет старше её, который умер через 10 лет совместной жизни, когда Г. был 31 год. Она немедленно вышла замуж вторично и вновь за мужчину на 30 лет старше себя, который умер два года спустя. После смерти второго мужа у Г. развилась тяжелая депрессия. Она также жаловалась на сильные боли в животе, для которых никакой органической причины найдено не было.

Это и была та самая «смертельная болезнь», о которой она говорила в период совершения рассматриваемого преступления. Её описание этой болезни становилось всё более причудливым, и ей был поставлен диагноз большого депрессивного расстройства с выраженным нигилистическим бредом. При последующем исследовании у неё был установлен 10, равный 69.

Причины

Неврологи Саратова, рефлексотерапевты Саратова различают группу эндогенно-наследственных олигофрений, которые связаны с генными мутациями и хромосомными абберациями, а также группу олигофрений, которые возникают в результате воздействия на мозг плода или ребенка экзогенно-органических факторов, к которым относятся интоксикации, нейроинфекции, родовые травмы, хроническая внутриутробная гипоксия плода, черепно-мозговые травмы.

Большинство врожденных олигофрений, связанных с отсутствием или недостаточностью определенных ферментов (энзимопатии) и сопровождающихся нарушением обмена веществ, имеют аутосомно-рецессивный тип наследования. Наследственно-семейный формы олигофрении являются преимущественно аутосомно-доминантными (аутосомно-доминантный тип наследования). Также встречаются полигенно обусловленные олигофрении.

Олигофрения эндогенной природы может быть связана с поражением половых клеток папы и мамы (отца и матери), родителей. Олигофрения встречается при таких заболеваниях и патологических состояниях (генетические формы), как болезнь Дауна, истинная микрофецалия. Часто выявляются энзимопатические формы с наследственными нарушениями различных видов обмена веществ, например фенилпировиноградная олигофрения, олигофрения, связанная с галактоземией, сукрозурией, другими энзимопатиями. Дизостозическая олигофрения связана с нарушением развития костной системы. Ксеродермическая олигофрения связана с нарушением обмена кожи.

E-mail

Сегодня известно множество причин, вследствие которых может наступить умственная отсталость. Однако, к сожалению, все причины полностью не изучены. Все провоцирующие причины можно разделить на факторы экзогенного воздействия, т.е. внешние причины, и факторы эндогенного воздействия, т.е. внутренние причины. Они могут оказывать влияние на плод, находящийся в утробе женщины, возникать в первые месяцы, а то и годы жизни крохи.

— интоксикации различной этиологии;

— тяжелые инфекционные состояния, перенесенные во время беременности (например, скарлатина, краснуха);

— дистрофии беременной женщины в тяжелой форме, другими словами нарушение обмена веществ, вызывающего дисфункции органов и систем, видоизменения в строении;

— травмы плода вследствие ушиба или удара (например, как следствие наложения щипцов, результат родовых травм);

— заражение плода во время беременности разнообразными паразитами, находящимися в организме женщины (например, токсоплазмоз);

— наследственный фактор, так как умственная отсталость чаще всего имеет генетическое происхождение. Нередко наследственность может выражаться в несовместимости крови или вследствие хромосомных мутаций;

Лечится ли умственная отсталость у детей

— заболевания мозга и мозговых оболочек, воспалительного характера, возникающие у малышей, также могут спровоцировать появление умственной отсталости;

— расстройство белкового обмена (например, фенилкетонурия, которая приводит к умственной отсталости тяжелой формы).

На возникновение у детей такого заболевания, как умственная отсталость также может воздействовать неблагополучная экологическая ситуация, повышенная радиация, чрезмерное увлечение вредными привычками одного из родителей, преимущественно женщины (например, наркотическими препаратами или спиртосодержащими напитками).

Существенную позицию в развитии данного заболевания занимают сложные материальные условия, которые наблюдаются в некоторых семьях. В таких семьях малыш получает неполноценное питание в первые дни и последующие дни своей жизни. Для правильного физического формирования и интеллектуального развития малыша огромную роль играет полноценное сбалансированное питание.

Интеллект всегда формируется генетикой и факторами среды. Дети, у родственников которых имеется отсталость интеллекта, уже изначально подвергаются большому риску возникновения целого ряда нарушений психики. Исключительно генетическими причинами обуславливается более 50 процентов случаев тяжёлой умственной недостаточности.

Возможные причины детской отсталости в интеллектуальном развитии:

  1. Генетические нервные и метаболические заболевания (кретинизм, фенилкетонурия), хромосомные аномалии;
  2. Лечится ли умственная отсталость у детейПоражение плода в утробе матери — врождённые инфекции (цитомегаловирус, краснуха, ВИЧ), воздействие токсинов и наркотиков (алкогольный синдром), некоторые медикаментозные средства (антиконвульсанты), химиотерапия, радиация;
  3. Сильная недоношенность плода;
  4. Нарушения родового процесса (наложение щипцов, асфиксии, многоплодная беременность, родовая травма);
  5. Гипоксия мозга, травмы головы, инфекции, поражающие ЦНС (нейроэнцефалопатия);
  6. Психическая и эмоциональная депривация, соц-пед. запущенность, недостаточное питание.
  7. Умственная недостаточность неясной этиологии.

На интеллектуальное развитие влияет наследственность, а также место проживания. Чаще всего не получается достоверно выяснить причины развития заболевания. Тем не менее, выявлено несколько негативно влияющих факторов, которые могут повлиять на умственное развитие детей.

Самыми распространенными из таковых являются:

  • злоупотребление алкогольной продукцией в период беременности;
  • употребление специфичных лекарственных препаратов;
  • неправильное питание либо его нехватка в период беременности;
  • нарушение функции эндокринных желез;
  • лучевое облучение;
  • вирусные инфекционные заболевания, которыми болела мать в период беременности;
  • генетические отклонения или наследственность;
  • рождение раньше срока;
  • травма ЦНС ребенка во время рождения;
  • детская гипоксия в процессе родов;
  • заболевание младенца тяжелой инфекционной болезнью.

Стоит уточнить, что не все, кто был подвержен описанным факторам, обречены на проявление умственной отсталости. Кроме того, более существенное значение имеет время воздействия фактора, а не его природа.

Некоторые причины задержки умственной отсталости могут быть предотвращены при надлежащей медицинской помощи. Дети с диагнозом умственной отсталости лечатся наиболее успешно в раннем возрасте. Если вы подозреваете, что ваш ребенок может иметь интеллектуальную инвалидность, обратитесь к врачу.

Обнаружено несколько сотен причин умственной отсталости, но многие до сих пор неизвестны. Наиболее распространенными из них являются:

  • Инфекции во время беременности:
  • ВИЧ;
  • Токсоплазмоз;
  • Простой герпес;
  • Краснуха;
  • Сифилис;
  • ЦМВ-инфекция;
  • Поведенческие проблемы во время беременности:
  • Курение;
  • Использование лекарственных средств, потребление наркотиков или алкоголя, которые влияют на развитие плода;
  • Недоедание;
  • Воздействие некоторых заболеваний или инфекций во время беременности;
  • Проблемы при рождении:
  • Преждевременные роды или низкий вес при рождении;
  • Ребенок не получает достаточное количество кислорода во время родов;
  • Травмирование ребенка во время родов;
  • Факторы в детстве:
  • Дефицит питательных веществ;
  • Заболевания или инфекции, которые влияют на мозг — менингит, энцефалит, ветряная оспа, коклюш и корь;
  • Воздействие свинца, ртути и других токсинов;
  • Травмы головы или утопление;
  • Социальные факторы;
  • Недостаток образования.
  • Факторы риска интеллектуальной инвалидности
  • Ребенок может иметь высокий риск интеллектуальной инвалидности по любой из причин, перечисленных выше, или из-за умственной отсталости других членов семьи. Если вы подозреваете, что ваш ребенок в опасности, скажите об этом врачу.
  • Травмы головы у ребенка

Морфологические изменения в головном мозге при олигофрении

Лечится ли умственная отсталость у детей

Морфологические изменения зависят от формы и степени тяжести олигофрении, умственной отсталости. Могут отмечаться анэнцефалия (отсутствие головного мозга), агирия (отсутствие мозговых извилин коры головного мозга), пахигирия (разрежение извилин головного мозга), микрогирия (утолщение мелких, сильно изогнутых извилин коры головного мозга).

Ранняя диагностика умственной отсталости, олигофрении

Эмбриопатии и фетопатии часто вызывают олигофрению. Рубеолярная олигофрения связана с коревой краснухой. Также олигофрению вызывают вирусы гриппа, паротита, цитомегалии, гепатита (А, B, C, D), токсоплазмоз, листериоз, врожденный сифилис. Гормональные нарушения у матери и токсические факторы, ГБН (гемолитическая болезнь новорожденного) также могут вызывать олигофрению.

В раннем детстве во время родов часто наблюдаются родовые травмы, гипоксия, асфиксия, недостаток кислорода, черепно-мозговая травма, энцефалит, менингоэнцефалиты, менингиты, которые могут приводить к олигофрении.

Ранняя диагностика умственной отсталости включается в себя неврологические осмотр, ЭЭГ, РЭГ, КТ, МРТ, нейросонографию и другие виды исследований и обследований, консультацию невролога, невропатолога, генетика.

Оцените статью
Все про антибиотики
Adblock detector