Инсульт пропала речь прогноз

Простатит

Нарушение речи при инсульте — типы отклонений

Важно понимать, что на восстановление речи, как и любых утраченных функций головного мозга, вызванных инсультом, нужно время. Реабилитационный процесс при сенсорной афазии чаще (в 72%) происходит медленно и постепенно, пошагово, когда способности разговаривать расширяются с каждым днем или месяцем. При моторной афазии чаще (в 65%) бывает спонтанное восстановление речи по типу рывков – человек по несколько недель не достигает никаких результатов лечения, после чего наступает выраженное улучшение (например, вообще не может ничего сказать, а через несколько месяцев сразу разговаривает предложениями).

Максимальное восстановление речи происходит на первом году после инсульта, но продолжается до 3–5 лет. После этого срока имеющиеся нарушения сохраняются пожизненно.

Реабилитация речевых функций должна быть упорной, но систематизированной. Нельзя как перенапрягаться, так и недостаточно интенсивно работать над собой. Лучше всего чередовать периоды активных занятий (упражнения по произношению, работа с логопедом) с отдыхом.

Продолжительность занятий увеличивайте постепенно – от нескольких минут в первые дни после стабилизации состояния больного до 1–2 часов через 4–5 недель. Это правило распространяется даже на такие мероприятия, как прослушивание речи, музыки и просмотр телепрограмм – они также должны быть ограниченными по времени и чередоваться с периодами отдыха.

Обязательно обратитесь к специалистам – логопеду, невропатологу, реабилитологу. С их помощью речь восстановится лучше и быстрее.

инсульт головного мозка в золе Вернике
КТ-снимок ишемического инсульта в зоне Вернике. А – очаг ишемического инсульта в первые часы; В – геморрагическая трансформация инсульта на 3 сутки

Пациент, перенесший инсульт, теряет способность полноценно жить и двигаться. Люди переживают, насколько возможно восстановить подвижность, а также пациенты хотят вылечить нарушение речи при инсульте.

Разница между пациентами, которые проходят реабилитационное лечение и пациентами, которые остаются без лечения очень велика. У пациента, который проходит реабилитацию, улучшается прогноз на полное восстановление.

Под инсультом понимается поражение головного мозга в результате кровоизлияния или инфаркта сосудов. Часто инсульты приводят к полному или частичному параличу одной стороны тела или всего тела, нарушениям походки и другим проблемам в зависимости от того, в какой части мозга произошло поражение.

Пинчук Елена Анатольевна

Восстановление двигательных функций до определенной степени возможно, даже если и не проводить реабилитацию, так как у каждого человека есть нейропластичность. Конечная степень восстановления будет завесить от разных факторов: пол, раса, возраст, образ жизни и многое другое.

Масштабы нарушений сильно отличаются в зависимости от характера поражения мозга, поэтому очень важно в самом начале лечения провести точную оценку состояния пациента и выработать стратегию направления работы с каждым конкретным пациентом.

Потенциал для восстановления наиболее велик в первые 90 дней после инсульта, поэтому провести оценку и перспективу реабилитации лучше всего именно в этот период. Вероятность восстановления двигательных функций в это время составляет 80-90%. После этого периода скорость восстановления резко замедляется.

  • плохая дикция;
  • бессонница;
  • нарушения мочеиспускания.

Реабилитация – это комплексное восстановление под наблюдением многих специалистов, которые помогают человеку справиться с различными проявлениями инсульта.

При афферентной афазии затронуты такие участки коры головного мозга как нижнетеменные отделы ведущего полушария, то есть левой стороны. У правшей левое полушарие отвечает за общение. При афферентной моторной афазии у пациента происходит потеря речи или отсутствие определенных звуков. Пациент не может или очень затрудняется произносить отдельные звуки речи.

Родственникам человека с афазией необходимо говорить медленно, не кричать. У человека не нарушен физический слух, он отлично слышит, повышать голос не нужно. Не нужно употреблять сложных речевых конструкций или длинных сложных предложений. Нужно говорить простыми четкими фразами.

Человек все понимает, но у него есть речевые нарушения после инсульта, отчего нарушается общение. С чего начать восстановление речи?

Посещая родственника в больнице нужно пытаться растормозить речь. Нужно мотивировать человека говорить, даже если у него это плохо получается. Если человек вообще не может произнести ни слова, нужно, чтобы он начал произносить просто звуки.

Нужно просить больного, чтобы он отвечал кивком головы, жестами, если речь совсем отсутствует. Иногда присутствуют хоть какие-то звуки, которые человек повторяет постоянно и пытается заменить ими всю речь. Бывает, что это имя близкого родственника, с которым человек часто общался или даже ругательство.

Повторяемая фраза – это, как правило, очень эмоциональное высказывание, которое очень часто повторялось человеком и оно переходит в правое полушарие и там автоматизируется, поэтому оно восстанавливается и выскакивает у человека в первую очередь.

Острое расстройство мозгового кровообращения вызывает серьезные последствия. При инсульте нередко возникает нарушение речи. Почему развивается эта патология, какими способами можно с ней справиться? Об этом подробнее в обзоре методов помощи пациенту в стационаре и домашних условиях.

Отсутствие питания мозга, вызванное разладом кровоснабжения, вызывает сбой функций организма. Нарушение речи возникает, когда кровь не поступает в отвечающие за нее области, в них происходит атрофия тканей. Мозг имеет две речевые зоны, расположенные у правшей в левом полушарии. Одна из них – моторная (центр Брока) – имеет особенности:

  • отвечает за язык жестов, воспроизведение письменной, устной речи;
  • подает сигналы, которые приводят в движение мышцы, отвечающие за произношение звуков;
  • она расположена в третьей лобной извилине;
  • образует передний речевой центр.

Вторая зона – сенсорная (центр Вернике). Для нее характерны такие свойства:

  • расположена в заднем отделе верхней височной извилины;
  • отвечает за построение предложений из отдельных слов;
  • хранит информацию, благодаря которой речь воспринимается осмыслено;
  • образует задний речевой центр;
  • имеет связь с функциями слуха, памяти, опознавания объектов.

Существуют еще две области, влияющие на речевые нарушения – это зрительная кора, отвечающая за возможность чтения слов, и слуховая, помогающая воспринимать и распознавать звуки. При инсульте из-за близкого расположения этих зон нередко происходит поражение сразу нескольких участков, отвечающих за речь. Опасность в том, что атрофия клеток мозга – необратимый процесс. Для восстановления нарушения речи при инсульте необходимы:

  • возможность выполнения речевых функций неповрежденными участками мозга;
  • желание больного восстановиться;
  • длительный период.

Инсульт пропала речь прогноз

Медики отмечают особенности строения мозга левшей. У них отсутствие речевых функций при инсульте может возникнуть при поражении любого из полушарий. При этом левостороннее расстройство будет переноситься легче, симптомы сглажены. Это объясняется локализацией у левшей речевого центра:

  • в 20% случаев он располагается справа;
  • у 60% – слева;
  • у 20% – между двумя полушариями.

Когда нарушение кровообращения при инсульте задевает речевые зоны коры головного мозга, у человека возникают проблемы коммуникации. Появляется сложность произношения, формирования мыслей в слова. Выделяют такие разновидности речевых расстройств:

  • Дизартрия – невнятная речь после инсульта, вызванная нарушением подвижности мышц лица, отвечающих за артикуляцию.
  • Афазия – заболевание, сопровождающееся полной или частичной потерей речи.
  • Диспраксия – расстройство функций движения и координации мышц лица при их нормальном тонусе, вызывающее невнятное произношение.

В результате инсульта происходит нарушение кровообращения в головном мозге. Оно сопровождается поражением центральной нервной системы с последующими осложнениями функций мозга.

В большинстве случаев человек сталкивается с нарушением речи при инсульте головного мозга, имеет трудности в произношении или понимании ее понимании.

Это оказывается большой психологической проблемой для пациента и его близких. При правильной методике лечения, реабилитационный период проходит быстрее и эффективнее.

Головной мозг – самый значимый орган центральной нервной системы человека. Ядра, расположенные в стволе мозга, посылают импульсы определенным отделам, которые выполняют двигательные команды. Среди них выделяются нервы, которые участвуют в создании речи.

Расположение речевых зон обусловлено доминантным полушарием. У людей, владеющих преимущественно правой рукой, центры находятся в левом полушарии. У левшей – в правом.

В нижней части лобной доли располагается центр Брока, который участвует в процессе воспроизведения речи. Этот участок головного мозга отвечает за артикуляционный процесс речи, сокращает мышцы речеобразующих органов.

Центр Брока и Вернике в головном мозге

Зона Брока охватывает и процесс построения предложений, правильный порядок слов, последовательность высказываний. При нарушении работы этой зоны, человек перестает внятно выражать свои мысли. Способность понимать речь сохраняется.

Врач осматривает пациента

Зона Вернике расположена в задней области височной извилины, отвечает за осмысление устной и письменной речи. Является слуховым центром, способным анализировать и сопоставлять услышанное. Существуют и другие вспомогательные центры речи, которые располагаются на разных участках коры головного мозга. Они отвечают за логическое мышление, способность вычленять основную мысль текста, читать, идентифицировать звуки.

У людей, перенесших инсульт, могут наблюдаться речевые расстройства двух типов.

https://www.youtube.com/watch?v=UYW0Ab1hgDc

Инсульт — заболевание, которое может появиться без видимых причин. Сколько лежат в больнице с инсультом — этапы и лечение в зависимости от тяжести заболевания.

Наиболее распространенная классификация речевых расстройств

Афазия

Когда у человека инсультом поражена правая часть тела, у него нарушается способность понимать и использовать слова. Такой вид расстройства называется афазия. Специалисты выделяют несколько категорий состояния человека при потере речевых функций:

  • экспрессивная – пациент знает, что хочет сказать, но ему трудно подобрать слова;
  • номинальная – человек использует названия мест, событий, но делает это с трудом;
  • рецептивная – больной слышит, но смысл сказанного ему непонятен.

Афазия при инсульте не влияет на интеллект, а является сложным расстройством. В зависимости от участка повреждения мозга различают ее разновидности – сенсорную и моторную. В первом случае – это центр Вернике, патология плохо поддается восстановлению. У больного могут возникнуть такие проблемы:

  • произносит отдельные слова, но не получается вести диалог;
  • имеет способность читать заголовки газет, но остальной текст не воспринимает;
  • возникает ощущение, что люди говорят на иностранном языке, которого он не знает;
  • может писать, а прочитать, что получилось, не удается.

При моторной афазии происходит поражение зоны Брока. В этой ситуации возможна полная реабилитация речи. Наблюдаются такие виды расстройства:

  • есть понимание обращенных слов, желание сказать, но говорить не получается;
  • наблюдаются противоположные смыслы при ответах «да» и «нет»;
  • отзыв на любой вопрос дается набором слов;
  • повторяется несколько раз один звук;
  • в коротких предложениях могут пропускаться ключевые слова;
  • говорится не то, что хотелось.

В случае акустико-мнестической формы афазии происходит ухудшение слухоречевой памяти, при этом чтение и письмо сохраняются. У больного могут возникнуть такие проблемы:

  • слова повторяются многократно;
  • сложно выполняется устный счет;
  • теряется смысл прочитанного вслух текста;
  • нарушается понимание переносного значения слов;
  • затрудняется пересказ вследствие невозможности запомнить информацию;
  • не понимаются обращенные к нему слова.

Выделяют такие разновидности афазии, отличающиеся по симптомам:

  • Динамическая – характеризуется нарушением структуры и смысла текста, спонтанными высказываниями. Происходит искажение процесса мышления, больному сложно построить предложение в уме и воспроизвести его вслух.
  • Амнестическая – отличается тем, человек говорит, но не может вспомнить отдельные слова.

Самое тяжелое нарушение речи при инсульте – тотальное, при котором происходит смешивание нескольких типов расстройства. Эта разновидность афазии редко вылечивается. У пациента могут возникнуть такие проблемы:

  • сложность написания, чтения, понимания слов и их воспроизведения;
  • трудность формирования предложений;
  • способность к пропусканию слов;
  • серьезные затруднения при общении.
Тип афазии Его описание
Афазия Брока Эту патологию еще могут называть эфферентной моторной афазией. Состояние, которое обычно возникает после инсульт-поражения нижних отделов коры головного мозга в левом полушарии у пациентов-правшей, иными словами, когда очаг поражения мозговых тканей локализуется в двигательно-речевом центре Брока.

Подобная патология вызывает существенный распад грамматики речевых высказывания и характеризуется телеграфным стилем высказываний пациента с трудностями быстрого переключения мыслей с одного слога (либо даже слова) на другой. При этом у пациента могут возникать литеральные парафазии, когда пострадавший после инсульта неосознанно замещает одни звуки другими, что ведет к грубым нарушениям чтения, произношения и письма

Динамическая патология Проблема проявляется невозможностью построения некой внутренней программы для высказываний и их реализации. Данная форма развивается после поражения при инсульте префронтальных областей в левом полушарии (опять же у пострадавших-правшей)
Афферентная моторная Может развиться после инсульт-патологии при локализации очага поражения тканей мозга в задней центральной, а также в теменной корковых областях. Патология характеризуется нарушениями звеньев выбора звуков. Пострадавшие не различают близкие по артикуляции звуки
Сенсорная либо же афазия Вернике В основе этой патологии после инсульта лежат нарушения фонематической слуховой функции, когда пациент не различает звуковой состав слов
Акустико-амнестическая При этой инсульт-патологии происходит уменьшение объёма удержания простейшей слухоречевой информации, с торможением слухоречевой памяти
Амнестическая Проблема проявляется, когда инсульт поражает теменно-височные области головного мозга. Дефект проявляется в трудностях называния знакомых предметов, при сохранении понимания их функций и назначения
Номинальная патология Это патология, возникающая при инсульте очень близка к ранее описанной амнестической афазии и может являться одним из предвестников осложнения перенесенного инсульта болезнью Альцгеймера
Семантическая В ее основе лежат некоторые дефекты в симультанном анализе и синтезе речи, когда больной, перенесший инсульт, не способен одновременно схватывать большое количество информации. Ведущий дефект для данной формы афазии проявляется в неспособности понимания сложных логико-грамматических предложений или конструкций, которые описывают пространственные отношения

Однако надо отметить, что в рамках более упрощённой классификации медики стараются выделять: лишь моторную афазию – состояние когда у пациента перенесшего инсульт пропала речь, при сохранности понимания чужих устных высказываний и афазию сенсорную, когда больной с инсульт-патологией не способен понять, о чем говорят другие люди, при сохраненной способности к самостоятельному произношению слов и даже фраз.

Самые главные речевые центры мозга (Брока и Вернике) расположены в лобно-височной области левого полушария (у правшей).

При поражении разных участков в головном мозге возникают разные речевые расстройства. В зависимости от этого выделяют следующие виды афазии:

  • Сенсорную – поражен центр Вернике в участке между теменной и височной долей. Человек не понимает, не создает осмысленную речь и поэтому не может вести диалог или рассказ, хотя произношение отдельных слов, не связанных между собой, не нарушено.
  • Моторную – поражен цент Брока в участке между лобной и височной долей. Утрата речи вызвана неспособностью произношения слов – человек понимает обращенную речь и хочет сказать, но не может сделать этого.
  • Семантическую – утрачена способность понимать и произносить сложные по смыслу и звучанию речевые конструкции, но сохранена способность говорить простыми смысловыми предложениями.
  • Амнестическую – человек может нормально говорить, но забывает отдельные названия и слова, поэтому во время разговора не может сказать их.

Инсульт пропала речь прогноз

Сенсорные расстройства речи самые опасные и плохо восстанавливаются – примитивная способность произносить отдельные несвязанные между собой слова может остаться на всю жизнь. Моторная афазия лучше устраняется – даже если больной полностью утратил речь, она может восстановиться полностью.

Общие правила и мероприятия

Период восстановления речевых функций занимает много времени. Он может продолжаться до пяти лет. Чтобы добиться результатов, для этого необходимо создать условия, которые включают:

  • спокойную обстановку;
  • исключение стрессовых ситуаций;
  • заинтересованность больного в результатах;
  • постоянное общение с пациентом;
  • продолжительные разговоры даже при отсутствии реакции пострадавшего;
  • последовательность выполнения всех мероприятий.

Реабилитационный период включает несколько этапов. Каждый из них может иметь различную продолжительность по времени. Нарушение речи при инсульте включает постепенное возвращение таких способностей:

  • правильное проговаривание звуков, слов;
  • понимание речи;
  • составление предложений;
  • произношение осмысленной речи;
  • совершенствование результатов.

Восстановительный процесс пойдет быстрее и будет отличаться эффективностью, если привлечь к нему специалистов – невропатолога, логопеда. Желательно придерживаться таких правил:

  • чередовать активные занятия с отдыхом;
  • не допускать перенапряжения пациента;
  • сочетать физические упражнения, занятия с логопедом, прослушивание речи, просмотр телепередач;
  • продолжительность упражнений увеличивать постепенно, начиная с нескольких минут, доведя через месяц до одного часа.

Занятия с логопедом

Выбор методик восстановления происходит в зависимости от степени нарушения речевых функций, состояния пациента. Тактика лечения подбирается индивидуально. Занятия с логопедом начинаются в стационаре, третья часть больных может выписаться с восстановленной речевой функцией. Применяются такие методики лечения:

  • при трудности закончить предложение предлагается пение;
  • в случае сенсорных нарушений используются наглядные материалы, карточки, жесты, рисование.

Логопед применяет такие методы восстановления речевых функций после инсульта:

  • совместно договаривает окончания предложений;
  • больной подтверждает соответствие слова картинке;
  • пациент повторяет фразы, необходимые в быту;
  • при дизартрии врач показывает правильные движения языка, губ;
  • при моторной афазии пациент производит поиск подходящих рифмованных слов, комментирует картинки;
  • для тренировки артикуляции вместе читают скороговорки;
  • больной заучивает отрывки текста.

Потеря речи после инсульта требует разнообразных методов лечения. Для восстановления больных используют физиотерапию. Ее задача – корректировка артикуляции, стимулирование мускулатуры, управляющей произношением слов. Неврологи назначают такие процедуры:

  • массаж мимической мускулатуры лица, языка;
  • транскраниальную магнитную стимуляцию, активизирующую клетки мозга при помощи переменного магнитного поля;
  • иглорефлексотерапию, улучшающую функционирование речевого аппарата;
  • электромиостимуляцию, воздействующую на мышцы, участвующие в артикуляции.

Упражнения и массаж

Мозг контролирует все функции организма. При кровоизлиянии в определенные зоны может произойти онемение языка, парез речевых мышц. Для восстановления функций применяются методики, активизирующие кровообращение, расслабляющие спазмированные участки полости рта, отвечающие за артикуляцию. Медики используют такие способы лечения:

  • массаж активных точек;
  • механическое воздействие на мышцы;
  • дыхательную гимнастику.

Важную роль играют упражнения для челюстей, языка, губ, направленные на тренировку речевых мышц. Каждое повторяют по 10 раз. Комплекс гимнастики включает такие упражнения:

  1. Облизать губы по часовой стрелке, начиная с верхней, повторить в другую сторону.
  2. Выполнить воздушный поцелуй, сопровождая его громким чмокающим звуком.
  3. С напряжением захватить верхней челюстью нижнюю губу, удержать 5 секунд.
  4. Закрыть рот, языком потянуться к небу.
  5. Вытянуть вперед шею, высунуть язык, зафиксировать положение на три секунды.
  6. Захватить нижней челюстью верхнюю губу, удержать.

Чтобы лечение прошло результативно, врачи дают свои рекомендации. Их использование в домашних условиях может привести к ускорению процесса восстановления речевых функций. Для общения с больным человеком необходимо:

  • говорить медленно;
  • не повышать голос;
  • поддерживать постоянный зрительный контакт;
  • давать пациенту время для ответа – спешка может вызвать негативную нервную реакцию;
  • обращать внимание на то, что человек говорит;
  • не поправлять слова, предложения, пока не попросят.

Близкие люди должны помнить – при речевом нарушении у пациента интеллект остается неизменным. Во время домашних занятий нужно учесть такие моменты:

  • желательно использовать короткие предложения;
  • лучше задавать вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет»;
  • не следует быстро менять тему занятий;
  • не стоит притворяться, что поняли сказанное, если это не так;
  • необходимо использовать визуальные приемы общения – жесты, карточки, предметы;
  • важно убрать отвлекающие факторы – музыку, радио;
  • стоит использовать ручку, бумагу, компьютер, чтобы облегчить понимание.

При общении с больным, имеющим речевое расстройство, терпения нужно набраться пациентам и близким людям. Восстановление в домашних условиях можно проводить с помощью таких методик:

  • выполнения дыхательной гимнастики;
  • проведения упражнений лечебной физкультуры;
  • проговаривания скороговорок;
  • игры в шахматы, шашки;
  • написания текстов;
  • разгадывания кроссвордов;
  • разучивания песен;
  • чтения стихов вслух;
  • игры в слова;
  • пения.
  • Раннее обращение за медицинской помощью (в первые часы после возникновения болезни).
  • Медикаментозная поддержка.
  • Занятия с логопедом.
  • Специальные упражнения, восстанавливающие произношение.
  • Вспомогательные методы лечения: физиотерапевтические процедуры, хирургические операции, терапия стволовыми клетками.

Мальцева Марина Арнольдовна

Большое значение имеет окружающая обстановка, в которой находится больной. Его родственники и окружение должны способствовать восстановительным процессам. Ведь, по сути, взрослый человек, утративший речь, как маленький ребенок, должен заново научиться говорить.

  1. Спокойная обстановка, исключающая стрессы, волнения, громкие звуки и шум.
  2. Заинтересованность и стремление восстановить речевые способности.
  3. Постоянное общение – даже если больной вообще не реагирует на обращение и речь, он должен слышать ее. Разговаривайте с больным, между собой, и со временем головной мозг начнет не только воспринимать, но и самостоятельно воспроизводить то, что слышит.
  4. Процесс реабилитации должен состоять из нескольких последовательных этапов, отвечающих за постепенное восстановление разных способностей, – понимание речи, произношение звуков, слов, словосочетаний, предложений, осмысленной развернутой речи, усовершенствование произношения.
  5. Продолжительность этапов реабилитации может быть разной (дни, недели, месяцы и даже годы).
  6. Нельзя останавливаться на достигнутом результате.

Дизартрия

У пациента из-за паралича после инсульта может появиться парез речевых мышц. Дизартрия – потеря речи, вызванная этой причиной. Такое состояние хорошо поддается лечению. Пациент понимает разговор, может считать и писать, но речь у него невнятная. Медиками приняты 4 стадии дизартрии:

  • первая – легкая – нарушение выявляет только специалист;
  • вторая – речь толковая, хотя есть дефекты произношения;
  • третья – разговор неразборчив, непонятен окружающим;
  • четвертая – тяжелая – способность произносить слова отсутствует полностью.

Дизартрия после инсульта появляется, когда возникает слабость мышц, которые используются для воспроизводства голоса, управления дыханием при разговоре, движения рта, губ, языка. При этом у пациента не нарушена способность понимать других людей, находить слова, которые нужно сказать. В случае дизартрии возможны такие проблемы:

  • сложность говорить длинными предложениями, если нарушен контроль дыхания;
  • тихие, невнятные, замедленные звуки голоса;
  • отсутствие четкого произношения;
  • трудность восприятия речи больного.

Дизартрия развивается при поражении корковой, мозжечковой и подкорковой зоны головного мозга. Выделяют два вида этого патологического состояния:

  • Бульбарный – отличается невнятной артикуляцией, спровоцированной атонией мышц ротовой полости. Все согласные выражаются одним щелевым звуком.
  • Псевдобульбарный – характеризуется нарушением движения языка. Слова говорятся невнятно, смазано, произношение звуков происходит с носовым оттенком.

Первая помощь

Перед тем, как восстановить речь после инсульта, больной консультируется врачом логопедом-афазиологом. Специалист определит характер афазии и составит индивидуальную программу реабилитации с учетом имеющихся нарушений. При таком подходе около 25–30% больных с выраженными речевыми расстройствами уже к выписке из стационара начинают разговаривать.

  • Определение реакции на громкий и тихий голос.
  • Постепенное наращивание, усложнение нагрузок и заданий.
  • От простого к сложному – только после освоения менее сложных функций (понимание и произношение звуков) можно приступать к освоению более сложных речевых конструкций (слов, предложений).
  • Обязательно следить не только за произношением, но и за пониманием смысла произносимых слов.
  • Обязательно учитывать заинтересованность больного в изучаемой теме – говорить о том, что интересно больному.
  • Использовать технику – начинать фразу самому, а больной заканчивает ее.
  • Использовать музыкальные приемы – подпевание пациентом любимых песен помогает быстрее восстановить разговорную речь.
  • Сочетание рисования с тренировкой произношения – то, что больной не может произнести, он должен нарисовать.

Все эти приемы положительно влияют на восстановление речевых центров головного мозга.

карта общения
Карта общения помогает пациентам с афазией коммуницировать с окружающими. Нажмите на фото для увеличения

Если произошел инсульт, пропала речь — это очень тревожный знак. Необходимо незамедлительно сообщить в скорую медицинскую помощь о таком случае. Речевой инсульт может быть первым проявлением обширного геморрагического инсульта и лучше будет госпитализировать такого пострадавшего в самые ранние сроки.

Как вернуть речь после инсульта

Восстановительные мероприятия проводятся с участием невропатолога, логопеда, реабилитолога. Пациенту составляют программу в зависимости от характера нарушений. Терапия должна начаться с первых дней, когда пациент пришел в сознание. На эффективность лечения оказывают влияние такие факторы:

  • обширность зоны поражения – чем больше, тем процесс восстановления сложнее;
  • полнота реабилитационных мероприятий;
  • желание больного возобновить возможность говорить;
  • разновидность афазии – моторная исправляется быстрее, сенсорная – нередко имеет необратимую форму.

Шабунина Екатерина Михайловна

Существуют рекомендации по проведению восстановительных мероприятий при речевых нарушениях:

  • При острой стадии, до трех недель, интенсивные методики не рекомендуются. В это время возможно восстановление функций на физиологическом уровне.
  • Подострый период – от трех недель до года – предполагает активные занятия с пациентом медицинских работников и родственников.
  • Хроническая стадия – свыше 12 месяцев – реабилитация еще возможна, но требует больших усилий.

Полезные упражнения

Из этой статьи вы узнаете: как происходит восстановление речи после инсульта, какими могут быть речевые нарушения, и насколько они обратимы. Что нужно делать для максимально быстрого и полноценного восстановления речи.

Нарушение речи – одно из самых распространенных проявлений и последствий как ишемических, так и геморрагических инсультов. Это расстройство специалисты называют афазией. Она может быть разной по степени выраженности, продолжительности и обратимости – от легких кратковременных сложностей с произношением отдельных слов до полного и пожизненного отсутствия речи после перенесенного инсульта.

Насколько хорошо восстановится речь и будет ли вообще говорить больной после инсульта, зависит от трех факторов:

  1. Насколько сильно поражены зоны мозга, отвечающие за речевую функцию – чем обширнее инсульт, тем тяжелее афазия.
  2. От своевременности и полноты лечебно-реабилитационных мероприятий: чем раньше начато и полноценнее комплексное лечение, тем лучше восстановление.
  3. Какой именно центр речи поражен, и какая разновидность афазии у больного – моторная афазия лучше всего поддается лечению, а сенсорная часто носит необратимый характер, сохраняясь пожизненно (подробнее про виды афазии – далее в статье).

Восстановить нормальную речь после инсульта возможно, даже если она была полностью утрачена. Но тяжело предугадать, насколько полноценным будет восстановление у конкретного больного. Процесс реабилитации может длиться от нескольких дней до нескольких лет, требует от больного и близких регулярных занятий и больших усилий.

Лечиться лучше под контролем специалистов: невропатолога, реабилитолога и логопеда.

Всем больным с афазией после инсульта необходимо выполнять специальные восстановительные упражнения, независимо от ее вида. Это связано с тем, что в 85–90% афазия носит смешанный характер – сенсорно-моторная. Поэтому упражнения, улучшающие работу мышечного аппарата, участвующего в произношении, показаны всем пациентам.

Эффективные приемы и упражнения:

  • Сверните и максимально вытяните губы в виде трубочки (по типу поцелуя) и удержите в этом положении 5–7 секунд. Повторите 5–10 раз.
  • Нижней губой захватите верхнюю и подтяните ее максимально вверх. Расслабьтесь и повторите действие 5–10 раз.
  • Верхней губой захватите нижнюю и подтяните ее максимально вниз на 3–5 секунд. Повторите 5–10 раз.
  • Откройте рот, голову и шею вытяните вперед, максимально выдвиньте язык изо рта. Задержитесь в таком положении на несколько секунд. Вернитесь в нормальное положение и 5–10 раз повторите упражнение.
  • По 5–10 раз оближите верхнюю, а затем нижнюю губу сначала справа налево, затем справа налево.
  • Несколько раз выполните облизывание губ языком по кругу (верхней и нижней) в обе стороны.
  • Скрутите язык в виде трубочки, высуньте в таком положении из ротовой полости.
  • При закрытом рте заверните язык вверх и постарайтесь дотянуться к твердому, а затем к мягкому небу.
  • Закройте рот таким образом, чтобы губы были сомкнуты, а зубы разомкнуты. Выполните круговые движения языком между губами и зубами сначала в левостороннем, затем в правостороннем направлении.
  • Пощелкайте языком о твердое небо, чтобы звук напоминал звук бегущей лошади.
  • Высуньте язык изо рта максимально вперед и издавайте шипящий звук (как змея).
  • Закройте рот и попытайтесь улыбнуться, разомкнув губы и показав все зубы. Повторите улыбку, но не размыкая губы и не показывая зубы.
  • Высуньте язык и попытайтесь поочередно дотягиваться вверх к кончику носа и вниз к подбородку.
  • Выполните воздушный поцелуй, сопровождая его громким чмоканием.

Помните, что любое из упражнений нужно выполнять не однократно, а несколько раз (5–10 раз в ходе одного сеанса).

упражнение при афазии
Упражнение при афазии

Дополнительные методы

  1. Медикаментозная терапия – препараты, восстанавливающие кровообращение и работу клеток головного мозга (Цераксон, Трентал, Пирацетам, Церебролизин).
  2. Физиотерапия – электроимпульсная терапия, миостимуляция, иглорефлексотерапия, массаж языка и мимической мускулатуры и другие методики.
  3. Хирургические операции – сосудистые и нейрохирургические вмешательства, улучшающие кровообращение и функционирование клеток головного мозга.

Как восстановить речь после инсульта народными средствами

Использование натуральных продуктов для лечения пациента, перенесшего острое нарушение мозгового кровообращения, должно стать частью комплексной терапии. Для снятия психоэмоционального напряжения, мешающего заговорить после инсульта, рекомендуют проводить водные процедуры с хвоей. Для этого потребуется:

  1. Набрать в ванну воду с температурой 40 градусов.
  2. Добавить 5 капель масла кедра или сосны.
  3. Продолжительность сеанса 15 минут.
  4. Курс лечения – 20 ванн через день.

Ускорить процесс выздоровления при нарушениях речи поможет настойка из нераскрывшихся сосновых шишек. Принимают ее по чайной ложке трижды за день в течение месяца. По рецепту необходимо: шишки вымыть, наполнить ими банку и залить водкой. Оставить средство на 2 недели в темном месте, перед употреблением процедить. Целители рекомендуют пациентам после инсульта принимать состав, включающий мумие. По рецепту необходимо:

  1. Отжать 150 мл сока алоэ.
  2. Добавить 5 грамм мумие.
  3. Принимать утром и вечером по чайной ложке.
  4. Курс –10 дней.
  5. Повторение после четырехдневного перерыва.

Прогноз для пациента

Специалисты не дают гарантий полного восстановления речи после инсульта. Это зависит от множества факторов. Важную роль играют такие моменты:

  • степень поражения головного мозга;
  • способности организма к регенерации;
  • желание, терпеливость, упорство пациента, чтобы восстановиться;
  • локализация очага поражения;
  • наличие подходящих условий для реабилитации.

Более благоприятный прогноз к восстановлению речевых функций имеют пациенты с левосторонним параличом. Чем сильнее произошло повреждение структур мозга, тем больше времени понадобится на реабилитацию. Шансов на полное устранение проблемы в этом случае меньше. При отсутствии лечения вероятность, что пациент будет говорить, составляет 15%. Если соблюдать все предписания врачей, проводить реабилитационные мероприятия, даются такие прогнозы на восстановление речи после инсульта:

  • при тяжелой форме – 55%;
  • в случае средней степени – 76%;
  • при легкой форме – 92%.

Прогноз во многом зависит от того на сколько быстро был госпитализирован пострадавший и какая выбрана тактика лечения. Также во многом прогноз зависит и от реабилитационных мероприятий. Только комплексный подход к лечению и последующему восстановлению после инсульта может дать максимальный эффект. В таком случае при инсульте потеря речи будет временной.

  • После тяжелых инсультов – 55%.
  • При инсультах средней степени тяжести – 76%.
  • При легких формах болезни – 92%.

Если не заниматься реабилитацией, общая вероятность восстановления всего 15%.

Оцените статью
Все про антибиотики
Adblock detector