Дисфункция мозга симптомы

Симптомы

Дисфункция стволовых структур мозга у детей лечение

На данный момент ММД у детей раннего возраста расценивается как результат повреждений ограниченных участков коры головного мозга или аномалий развития ЦНС различного происхождения. Формирование данной патологии в 3-6 лет зачастую связано с педагогической или социальной запущенностью ребенка. В зависимости от момента воздействия все этиологические факторы минимальной мозговой дисфункции у детей можно разделить на антенатальные, интранатальные и постнатальные. К первой группе относятся острые вирусные заболевания или обострения хронических соматических патологий матери, которые сопровождаются состоянием длительной интоксикации, неправильное питание, нарушения обмена белков, жиров и углеводов (в т. ч. сахарный диабет), патологии беременности – преэклампсия, эклампсия, угрозы самопроизвольного прерывания беременности. В этот список также входят загрязненная окружающая среда (в т. ч. усиленный радиационный фон), нерациональный прием медикаментов, употребление алкогольных напитков, табачных изделий и наркотических препаратов, TORCH-инфекции, недоношенность ребенка.

Спровоцировать минимальную мозговую дисфункцию у детей непосредственно во время родов могут такие факторы, как стремительные роды, слабость сократительной деятельности матки и последующая ее стимуляция медикаментозными препаратами, кесарево сечение, интранатальная гипоксия (в т. ч. при обвитии пуповиной), использование акушерских пособий (вакуум-экстрактора или акушерских щипцов), неполное раскрытие родовых путей при родах, крупный плод – масса ребенка свыше 4 кг. Этиологическими факторами развития ММД в неонатологии и педиатрии являются нейроинфекции и травматические повреждения ЦНС. В возрасте 3-6 лет ММД может быть результатом воспитания в неблагополучной семье – педагогической и социальной запущенности.

Первые клинические проявления минимальной мозговой дисфункции у детей могут развиваться как непосредственно после родов, так и дошкольном или школьном возрасте. Независимо от момента манифестации определяются характерные для каждой возрастной категории симптомы.

Клиническая картина на протяжении первых 12 месяцев жизни ребенка характеризуется малыми неврологическими симптомами. В неонатальном периоде ММД проявляется нарушением тонуса скелетной мускулатуры – стойкими миоклоническими сокращениями, тремором, гиперкинезией. Симптомы возникают спонтанно, на осознанную моторную активность влияния не оказывают, с эмоциональным фоном не связаны, в отдельных случаях усиливаются при плаче. Характерны нарушения сна, аппетита, зрительной координации и задержка в психическом развитии. В 8-12 месяцев проявляется патология предметно-манипулятивных движений. Зачастую развиваются дисфункция черепно-мозговых нервов, асимметрия рефлекторной деятельности, гипертензионный синдром. На фоне гипервозбудимости стенок ЖКТ наблюдается чередование диареи и запоров, частое срыгивание и рвота.

В возрасте от 12 месяцев до 3 лет минимальная мозговая дисфункция у детей характеризуется повышенной возбудимостью, чрезмерной моторной активностью, снижением или потерей аппетита, нарушением сна (медленное засыпание, беспокойство во время сна, ранее пробуждение), замедленной прибавкой в массе тела, запоздалым развитием речи и дислексией, энурезом. В 3 года определяются неуклюжесть, чрезмерная утомляемость, импульсивность, негативизм. Ребенок неспособен долго находиться в неподвижном состоянии и длительное время концентрировать внимание на конкретном задании или игре, легко отвлекается на любые внешние раздражители, совершает большое количество осознанных движений, в т. ч. бесполезных и хаотичных. Может наблюдаться непереносимость яркого света, сильного шума, душных помещений и жаркой погоды. Таких детей часто «укачивает» в транспорте – быстро возникает тошнота с последующей рвотой.

Наибольшая выраженность минимальной мозговой дисфункции у детей наблюдается при первом попадании в коллектив – в 4-6 лет. Клиническая картина характеризуется гипервозбудимостью, моторной гиперактивностью или заторможенностью, рассеянностью, сниженной памятью, трудностью в освоении детсадовской или школьной программы. Такие дети неспособны полноценно овладеть навыками письма, чтения и элементарными математическими расчетами. С началом посещения школы ребенок все сильнее акцентирует собственное внимание на неудачах, формируется заниженная самооценка, отсутствие уверенности в себе и своих силах. Также определяются характерные черты в поведении: эгоизм, стремление к уединению, склонность к конфликтам, отказ от только что данных обещаний. Среди сверстников ребенок старается исполнять роль лидера или полностью отстраниться от коллектива. В результате на фоне ММД могут развиваться, социальная дезадаптация, психические отклонения, вегето-сосудистая дистония.

Медицинский термин «дисфункция» — это сбой в работе какой-либо функции в теле человека.

В данном конкретном случае он указывает на проблемы с тканями ствола головного мозга.

Это анатомический участок, который контролирует почти все важные для жизни процессы организма. Ствол регулирует биение сердца, температуру тела, дыхательный аппарат, обработку пищевых элементов и др.

Часто диагноз совмещается с визуальными изменениями — у пациента может наблюдаться изменение лицевых костей, неправильное формирование челюсти. Существует вероятность развития астении, что влияет на речевое развитие. Также возникают проблемы с тонусом мышц, проявляется чрезмерная потливость, слюноотделение.

При своевременной диагностике и корректном лечении последствия нарушений можно обратить, а функциональность хотя бы частично восстановить.

Нарушения могут распространяться на разные отделы мозга, что отражается на симптоматике, так при затрагивании промежуточного отдела в области диэнцефальных структур дисфункция характеризуется проблемами с обменными процессами, нарушениями сна и клинической картиной, характерной для иных областей.

Ирритация проявляется раздражением мозга. Симптоматика будет различаться в зависимости от пораженной области. Обычно ирритация является не отдельным заболеваниям, а следствием течения другой болезни (опухоль, нейроинфекция и др.).

Приступы эпилепсии являются итогом дисфункции срединных и стволовых структур головного мозга. Также обнаруживаются нарушения речи, вегетативной системы. При повреждениях нижних отделов могут наблюдаться проблемы с сознанием (путаница с временем), вниманием, памятью.

При подозрении на нарушение стволовых функций мозга выполняют, как правило, компьютерную томографию. Это исследование позволяет получить послойные изображения мозга, в том числе его стволовых структур, и диагностировать нарушения, если есть.

Анатомия мозга

Термин «дисфункция» означает «нарушение функции». Ствол – это анатомическое образование мозга, отвечающее за все жизненно важные функции организма: сердцебиение, дыхательные движения, терморегуляцию, пищеварение и прочее. Случаются ситуации, когда мозг человека оказывается травмированным (ушиб, сотрясение, родовая травма) – и стол мозга, соответственно, тоже повреждается. Возникает нарушение его функции, которое либо имеет яркие клинические проявления, либо выявляется с помощью специальных анализов.

Довольно часто врачи-терапевты и специалисты по внутренним болезням, заподозрив нарушения в работе центральной нервной системы у пациента, отправляют их к врачу-неврологу. Его задача – найти различные нарушения в работе центральной нервной системы (головного или спинного мозга), или периферических нервов, поставить диагноз и начать лечение.

Неврология – точная наука. В ней существует такое понятие, как топический диагноз. Поиск неврологом патологического очага похож на работу электрика, который должен найти сгоревшую микросхему посреди огромного щита. Но электрик может отключить ток, и, воспользовавшись тестером, «прозвонить» все участки цепей. То же самое делает и врач, только своими способами.

В результате он выставляет диагноз, который или точно указывает место поражения (очаговая симптоматика), или выставляет диагноз дисфункции головного мозга, ограничиваясь общими понятиями. Что обозначает диагноз «дисфункция структур головного мозга»? Какая она бывает и к чему приводит?

Все знают, что функции нервной системы не только не изучены полностью, но и иногда недоступны нашему пониманию, например, мы не знаем, как формируется память, как происходит закрепление навыков, как происходит процесс абстрактного мышления. Поэтому говорить о том, что существует нарушение, мы можем также, с большой долей неопределенности.

Такого диагноза, как, например, «минимальная дисфункция головного мозга» в МКБ-10 отсутствует, и ставить такой диагноз – означает расписаться в собственном бессилии. либо нежелании проводить подробное обследование.

Представьте, что у вас неурожай картофеля. Вы подозреваете, что дело в колорадском жуке, или бедной почве. Вы зовете ученого агронома, но вместо точного диагноза и рецепта, он вам заявляет, что у вас «дисфункция огорода». Вот и разбирайтесь сами.

Больше конкретики!

Для этого назначается КТ или МРТ, где выявляют, к примеру, опухоль, сдавливающую или смещающую стволовые структуры. Дисфункция стволовых структур» #8212; такое заключение, написанное врачом после обследования, может насторожить и даже напугать непосвященного человека. Появление дельта-ритма во всех частях головного мозга свидетельствует о развитии поражения структур ЦНС, которое вызвано дисфункцией печени, и пропорционально выраженности нарушения сознания.

Вообще резидуальные изменения структур головного мозга являются последствиями повреждений различного характера, например, после травмы, гипоксии, перенесенной вирусной или бактериальной инфекции.

Первичный диагноз

В ситуациях, в которых мозг человека получает повреждения определенного характера, почти всегда урон получает и ствол. Это приводит к различным сбоям в выполнении мозговых функций. Наиболее травмоопасны роды, гипоксия, сильный удар, ушиб или сотрясение.

Примечательно, что сбои могут быть ярко выражены определенной симптоматикой, но порой диагностировать нарушения приходиться, используя различные исследовательские методики.

trusted-source

Когда у врача возникают подозрения в дисфункции мозга, то чаще всего выдается направление на прохождение компьютерной томографии. Этот способ диагностики позволяет обнаружить повреждения мозга, в том числе и в стволовой части, через послойное его отображение на мониторе.

Бывает, что постановка диагноза не требует использования томографии, обычно это затрагивает ситуации, в которых нет причин подозревать наличие травмы.

В таких случаях невролог рекомендует пациенту сделать ЭХО-ЭГ. Этот метод диагностики основывается на последовательной записи и исследовании электрических сигналов мозга. При поражении структур часто наблюдается ирритация, она указывает на раздражение одной из его зон.

Венозная мозговая недостаточность

Диагностика ММД заключается в сборе анамнестических данных, физикальном обследовании, лабораторных и инструментальных методах исследования. Анамнез позволяет определить возможную этиологию и выявить первичные симптомы, а в возрасте 3-6 лет – проследить динамику клинических проявлений и их тяжесть. При осмотре младенца больше внимания уделяется проверке рефлексов, их симметричности. Объективное обследование в школьном возрасте малоинформативно, ведущую роль играет психодиагностика. Она позволяет педиатру определить особенности поведения ребенка, его психическое состояние и степень развития. Чаще всего для диагностики минимальной мозговой дисфункции у детей применяются система Гордона, тест Векслера, «Лурия-90» и другие. Общие лабораторные анализы (ОАМ, ОАК) отклонений от нормы не выявляют. Для оценки состояния тканей ЦНС и мозгового кровообращения проводятся ЭЭГ, рео- и эхоэнцефалография, нейросонография, компьютерная и магнитно-резонансная томография. КТ и МРТ при ММД зачастую определяют уменьшение объема коры головного мозга в левой лобной и теменной области, фокальные повреждения медиальной и глазничной части фронтальной области, уменьшение размеров мозжечка. Для исключения переломов проводится рентгенография костей черепа.

Дифференциальная диагностика минимальной мозговой дисфункции у детей зависит от возраста ребенка и момента проявления первичных симптомов. Она осуществляется с такими патологиями, как черепно-мозговая травма, нейроинфекции, детский церебральный паралич, эпилептиформные заболевания, шизофрения, острое отравление свинцом и др.

Лечение ММД включает в себя педагогический и психотерапевтический методы коррекции, фармакологические средства и физиотерапию. Как правило, используется комбинированный подход – составляется индивидуальная программа для ребенка с учетом этиологии и особенностей клиники. Приемы педагогики и психотерапии применяются для коррекции задержки психического развития, социальной и педагогической запущенности, а также для адаптации ребенка в коллективе. Важную роль при лечении минимальной мозговой дисфункции у детей играет психологический микроклимат в семье – так называемая «позитивная модель общения». Она включает в себя акцентирование внимания на успехах ребенка и их поощрение, избегание частых повторений слов «нет» и «нельзя», мягкую, спокойную и сдержанную манеру разговора. Использование компьютера и просмотр телевизора ограничиваются до 30-60 минут в день. В развлечениях преимущество отдается тем видам игр и занятий, которые требуют внимания и концентрации: конструкторы, пазлы, чтение, рисование.

Фармакологические препараты назначаются с целью купирования отдельных симптомов. В зависимости от клинических проявлений могут применяться снотворные (бензодиазепины – нитразепам, производные хлорала), седативные (бензодиазепины – диазепам), стимулирующие (метилфенидат), транквилизаторы (тиоридазин), антидепрессанты (трициклические антидепрессанты – амитриптилин). Физиотерапия при минимальной мозговой дисфункции у детей направлена на улучшение работы центральной и периферической нервных систем, максимальное восстановление их функций. Наиболее часто используются массаж, гидрокинезотерапия, ЛФК. Постепенно вводятся спортивные дисциплины, требующие координации движений и ловкости: плавание, бег, лыжный и велосипедный спорт.

Прогноз и профилактика минимальной мозговой дисфункции у детей

Прогноз для детей с ММД, как правило, благоприятный. В 30-50% случаев наблюдается «перерастание» заболевания – в подростковом и взрослом возрасте все симптомы полностью исчезают. Однако у некоторых больных определенные проявления остаются на всю жизнь. Нарушения психики на фоне лечения возникают редко. Для людей с ММД характерны нетерпеливость, невнимательность, недостаточная социальная адаптация, проблемы при формировании полноценной семьи и обретении профессиональных навыков.

Неспецифическая профилактика минимальной мозговой дисфункции у детей подразумевает исключение всех потенциальных этиологических факторов. Профилактические мероприятия включают рациональное питание матери, отказ от вредных привычек, регулярное посещение женской консультации для мониторинга беременности и лечения сопутствующих патологий, полноценное обследование с целью выбора наиболее подходящего метода родоразрешения.

Сравнительно остального тела масса головного мозга невелика, его средний вес у взрослого человека находятся в пределах 1.5 кг. Однако это не мешает ему контролировать большинство процессов, которые отвечают за жизнеспособность организма.

Несмотря на свою важность, мозг очень уязвим. Даже небольшие нарушения при родах способны очень сильно отразится на развитии ребенка, его видении мира, эмоциональном состоянии.

Сегодня диагноз минимальной мозговой дисфункции (ММД) ставится примерно 25% пациентов детского возраста. Нарушения проявляются как в неврологической так и психологической сферах.

Наиболее ярко симптоматика проявляется в школьном возрасте, когда ребенок идет в школу. Следствием становятся частые головные боли, чрезмерная подвижность и гиперактивность у детей, высокий уровень нервозности. Большинство детей говорит о плохой памяти и быстрой утомляемости. Часто наблюдаются проблемы с развитием, плохая концентрация, страдает моторика и речь.

  • трудные роды;
  • беременность протекала тяжело;
  • инфекционные заболевания;
  • длительное действие токсинов на тело женщины;
  • неправильный уход за ребенком в младенчестве.

Также нарушения могут быть вызваны черепно-мозговой травмой, которая была спровоцирована ударом, аварией, ушибом, болезнью.

У взрослых людей негативному воздействию могут подвергаться разные участки мозга. Дисфункция головного мозга может обнаруживаться в области:

  • диэнцефальных структур – контролируют обменные процессы, сон человека, температуру, аппетит;
  • стволовых тканей – отвечают за регулировку главных процессов жизнеобеспечения человека, аппетит, тонус мышечных волокон и дыхание;
  • срединных структур – участвуют в процессах жизнедеятельности, контролируют эмоциональный фон организма, вегетативные процессы НС;
  • венозная – самые заметные симптомы которой это сильная утомляемость и головные боли.

Венозная дисфункция характеризуется повреждением сосудистого оттока головного мозга. Может быть вызвана травмой, сердечной недостаточностью. Спровоцировать развитие заболевания может тромбоз вен.

Для данного нарушения характерно наличие головных болей пульсирующего типа, резких скачков давления, мигрени.

Проявляется нарушениями венозного оттока в результате нескольких факторов. Например, может быть следствием травмы головы, в том числе во время родов, сердечной недостаточности, развития новообразования. Повлиять на развитие недуга может тромбоз вен мозга головы. Для избавления от сдавливания вен мозга, в некоторых случаях бывает достаточным нескольких сеансов остеопатии.

При появлении у пациента головных болей, в частности, имеющих пульсирующий характер, которые возникают в результате перепадов артериального давления, связанных со сменой погоды, мигрени, можно подозревать о том, что имеются нарушения функций сосудов мозга. В том случае, когда транскраниальное ультразвуковое исследование обнаруживает наличие спазмов сосудов, которое в последствии, то можно говорить об артериальном спазме.

Дисфункция вен мозга имеет несколько иной характер течения, так как венах отсутствуют гладкомышечные элементы, способные сузить просвет. Боли головы, которым сопутствуют такие симптомы, как тошнота и рвота, возбудимость и эпилепсия, могут являться признаками венозной дисфункции. Также данная патология проявляется:

  • Тупыми головными болями по утрам.
  • Случаями обморочных состояний.
  • Наличием синеватого оттенка лица, или цианозом.
  • Ощущениями потемнений в глазах.
  • Отсутствием активности в первую половину суток.
  • Образование отека мягких тканей, к примеру, век.
    трудные роды; беременность протекала тяжело; инфекционные заболевания; длительное действие токсинов на тело женщины; неправильный уход за ребенком в младенчестве.
    Диэнцефальных структур – контролируют обменные процессы, сон человека, температуру, аппетит; Стволовых тканей – отвечают за регулировку главных процессов жизнеобеспечения человека, аппетит, тонус мышечных волокон и дыхание; Срединных структур – участвуют в процессах жизнедеятельности, контролируют эмоциональный фон организма, вегетативные процессы НС; Венозная – самые заметные симптомы которой это сильная утомляемость и головные боли.

Вследствие нарушения работы сосудов головного мозга, дисфункция которых приводит к недостаточному поступлению питательных веществ, возникает ряд патологических симптомов, к которым относятся:

    Частые спазматические головные боли, связанные с переменчивостью погодных условий Перепады артериального давления

Состояние сосудистого нарушения в головном мозге диагностируется с помощью транскраниального УЗИ, где определяется сосудистый спазм, который впоследствии разрешается.

Дисфункция мозга симптомы

Венозная дисфункция головного мозга, это иное патологическое состояние, которое обуславливается нарушением оттока венозной крови из головного мозга, что в итоге может привести к образованию тромбов и в некоторых случаях к смерти человека. При венозной дисфункции наблюдается следующая симптоматика:

    Тупые головные боли в утреннее время суток Частые обморочные состояния Потемнение в глазах Слабость в первой половине дня Одутловатость лица и нижних век по утрам Периодическая одышка Перепады настроения

Дисфункция срединных структур головного мозга

Главное при обучении такого ребенка – это терпение и разбитие темы на логические части, между которыми можно было бы сделать перерыв для отдыха.

Это область отвечает за стабильную работу вегетативной НС человека, регулировку процессов сна и эмоциональный фон. Часто нарушение в данной области вызвано родовой или черепно-мозговой травмой. Диагноз ставится при изучении ЭЭГ.

Дисфункция срединных структур головного мозга проявляется в таламических нарушениях, а также группой нейроэндокринных синдромов:

  • плохая чувствительность на теле и лице;
  • заниженный болевой порог;
  • тремор;
  • резкий, неестественный смех или плач;
  • преждевременное половое созревание;
  • нарушения в работе эндокринной системы.

Их деятельность отвечает за то, чтобы нормально функционировала вегетативная нервная система организма, а также за процессы нормального сна и эмоциональное поведение. Нарушение функции срединных структур чаще всего возникает вследствие полученных травм во время родов или травмы (черепно-мозговой), которая была получена при ударе либо падении в последующий период. Данный термин применяется во время расшифровки ЭЭГ.

Симптомы, присущие дисфункции срединных структур головного мозг, включают в себя наличие так называемых таламических расстройства, а также различных нейроэндокринных синдромов, характеризующиеся:

  • снижением чувствительности, в основном, это присуще для лица и туловища;
  • понижением порога боли (развиваются сильные таламические болевые ощущения);
  • нестандартными контрактурами, интенционным тремором;
  • неестественным плачем и смехом;
  • ранним половым созреванием (типично при нарушении функции мозга головы у детей в эпифизарной области;
  • большим числом эндокринных нарушений, в зависимости от места поражения – гипертермией, гипотонией и гипертонией.

Дисфункция мозга симптомы

Дай Вам Бог никогда не иметь причин для обращения к врачу! А если придется, то не стоит затягивать.

постановки диагноза нужна как минимум очная консультация врача

физиотерапии, массажа, лечебной физкультуры, иглорефлексотерапии.

антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики.

  • Если у Вас есть вопросы к консультанту, задайте его через личное сообщение или воспользуйтесь формой »задать вопрос» на страницах нашего сайта.

Так же Вы можете связаться с нами по телефонам:

  • Многоканальный
  • Звонок по России бесплатный

Ваш вопрос не останется без ответа!

Есть необходимость более тщательного, детального и полного обследования, не только у врача-невропатолога, но и у врача-эпилептолога.

    плохая чувствительность на теле и лице; заниженный болевой порог; тремор; резкий, неестественный смех или плач; преждевременное половое созревание; нарушения в работе эндокринной системы.

При первых подозрениях врача-терапевта на нарушение работы ЦНС, пациент перенаправляется к врачу-неврологу. В задачу данного специалиста входит:

    Обнаружение различных патологий в головном и спинном мозге Выявление поражения периферической нервной системы Установка окончательного диагноза и составление плана дальнейшего лечения пациента

В зависимости от того какой отдел мозговых структур был поражен выделяют 3 типа дисфункции мозговых структур:

    Диэнцефальные. Отвечают за наш сон, аппетит, температуру тела, процессы обмена веществ Стволовые. Регулируют основные жизненные процессы человеческого организма, а именно дыхание, аппетит и тонус мышц Срединные. Отвечают за вегетативные процессы нервной системы и эмоции

Причин может быть много. Условно их все подразделяют на врожденные и приобретенные. К врожденным относят различные инфекционные заболевания, которые были перенесены, воздействие на плод тератогенных факторов, никотина. Негативно отражается гипоксия плода во время затяжных и патологических родов. Причиной может стать воздействие стрессовых факторов, недостаток витамин, неполноценное питание и любые факторы, оказывающие влияние на беременную женщину.

Приобретенные причины – это, прежде всего, ушибы, болезни, особенно, атеросклероз, интоксикации, прием некоторых лекарственных препаратов, воздействие эндогенных и экзогенных факторов. Многие сопутствующие заболевания, в особенности касающиеся сердца и сосудистой системы, могут способствовать развитию патологического состояния мозга.

Симптомы могут быть очень различными. Характерной чертой является то, что они проявляются любыми  реакциями, и соматическими признаками. На дисфункцию могут указывать приступы, страхи, чаще всего необоснованные. У человека, как правило, нарушены сознательные и бессознательные процессы, ассоциативные связи, отсутствует инициатива.

Нарушается ночной сон, обнаруживается неверное восприятие, затрудняется анализ зрительных и слуховых образов. Но для того чтобы окончательно поставить диагноз, требуется комплексная диагностика: проводится осмотр и опрос, назначаются дополнительные методы, такие как электроэнцефалограмма, реоэнцефалограмма, ультразвуковое исследование.

Опасность поражения головного мозга состоит в том, что именно он является координатором основных функций человека, контролирует работу всех органов и систем организма. При нарушении его функции, соответственно, происходит сбой в работе всех остальных органов. Существенно возрастает риск развития патологий и заболеваний, нарушается деятельность иммунной и эндокринной системы, кровообращение, возрастает вероятность возникновения опухолей и трансформации уже имеющихся доброкачественных процессов в злокачественные. Развиваются многочисленные осложнения уже имеющихся заболеваний, наблюдаются рецидивы и обострения хронических заболеваний.

На фоне дисфункции изменяется и внешний вид человека: меняется фигура, мышцы теряют тонус, кожа становится менее гладкой и упругой, утрачивает свежесть. Человек не способен выдерживать высокие физические нагрузки, утрачивается сила мышц и выносливость. Соответственно, человек проявляет меньшую двигательную активность, снижается сопротивляемость организма инфекциям.

Особенно негативно органическая дисфункция сказывается на детях. У них существенно замедляются все сферы развития. Страдает в первую очередь физическое и психическое становление личности. человек не способен полноценно выражать свои эмоции, изменяется система потребностей и ценностей, нарушается познавательная активность, умение выражать свои эмоции.

К органическим повреждениям мозга относят также эпилепсию, различные нарушения личности, последствия лоботомии, задержку психического развития, личностную незрелость. Но об органических поражениях мы не говорим в том случае, если все перечисленные симптомы являются последствием катастроф, перенесенных аварий, психических травм и заболеваний.

Сначала идет неспецифическое раздражение, затем следует специфическое. Это достаточно ярко прослеживается на примере кожного раздражения. Как утверждают ученые, рецепторы неспецифических волокон располагаются на дендритах, тогда как рецепторы специфических волокон расположены на аксонах. Между ними прослеживаются аксонодендрические связи, которые существенно изменяют возбудимость коры. Окончательная реакция коры определяется именно этими связями.

Двусторонняя деструкция дорсомедиальных ядер приводит к нарушению когнитивных процессов, деперсонализации личности, нарушению эмоциональной сферы, ориентировки в пространстве и времени.

При дисфункции вентролатеральных ядер и связей между ними, наблюдаются отчетливо выраженные интеллектуальные нарушения. При диагностической и лечебной электростимуляции вентролатеральных ядер таламуса и связей между ними, наблюдается легкая смазанность речи, лабильные парафазии, которые наблюдаются при повторении предложений, коротких рассказов. Человек не способен назвать четко предметы, которые редко встречаются.

[40], [41], [42], [43], [44], [45]

Далеко идущие последствия

Дисфункция мозговых тканей представляет большую опасность для человека. В частности ствол отвечает за важные процессы в работе всего организма.

При образовании очага в стволовой части может развиться паралич.

Этот раздел создан чтобы позаботиться, о тех, кому необходим квалифицированный специалист, не нарушая привычный ритм собственной жизни.

Последствия могут быть социальными и физическими. К числу социальных последствий относят трудности адаптации, проблемы с общением, обучением, работой. Вместе с социальными нарушениями развивается вегето-сосудистая дистония, перепады артериального давления, нарушение сосудистого тонуса.

В детском возрасте последствия менее серьезные, чем во взрослом. Основной проблемой взрослого контингента является высокий уровень социальной дезадаптации, вплоть до психических расстройств и нервных патологий.

Во взрослой жизни дисфункция мозга влечет за собой невозможность реализовать себя на профессиональном плане, отсутствие карьерного роста и профессионального становления. Такие люди часто страдают наркоманией, алкоголизмом, склонны к суицидам и противоправным поступкам. Также дисфункция мозга влечет за собой большое количество разводов, постоянные переезды и смену места работы, частую смену половых партнеров, аморальный образ жизни.

Клиническая картина у детей

Симптомы минимальной мозговой дисфункции могут быть стертыми вплоть до школьного возраста, что затрудняет своевременную диагностику из-за позднего обращения к врачу.

Клиническая картина многообразна и проявляется в виде:

  • Плохого усвоения информации;
  • Рассеянности;
  • Усталости;
  • Синдрома дефицита внимания (ребенок начинает сразу несколько дел одновременно, но все бросает, часто теряет вещи, не может сконцентрироваться на предметах, требующих усиленного запоминания);
  • Неусидчивости;
  • Снижения концентрации внимания;
  • Задержки речевого развития;
  • Неспособности строить длинные предложения или запоминать услышанный иили прочитанный текст;
  • Неловкости движений;
  • Ухудшения запоминания;
  • Нарушения мелкой моторики (ребенку сложно шить, завязывать шнурки, застегивать пуговицы и т.д.);
  • Эмоциональной лабильности (настроение меняется от депрессивного к эйфоричному из-за незначительных вещей);
  • Ухудшения пространственного ориентирования (такие дети часто путают где «лево», а где «право»);
  • Нередко – инфантильности, истерических проявлений, ухода от ответственности и выполнения обязанностей.

Также часто встречаются вегетативные нарушения:

  • Увеличение частоты сердечных сокращений, чувство сердцебиения;
  • Повышение частоты дыхательных движений;
  • Потливость;
  • Расстройство ЖКТ: диарея, изжога, тошнота, иногда рвота;
  • Иногда – мышечные подергивания, судороги;
  • Проблемы со сном, трудности с засыпанием, бессонница.

Занимается данным заболеванием врач-невролог, который должен определить характер церебральных нарушений. Он собирает тщательный анамнез, проверяет рефлексы. Параллельно ребенок наблюдается у педиатра, который оценивает его психическое состояние, исключает наличие воспалительных заболеваний. Лабораторные методы исследования не выявляют отклонения от нормальных значений. Невролог назначает инструментальные методы:

  • ЭЭГ. Электроэнцефалография позволяет обнаружить нарушения в передаче нервных импульсов;
  • Реоэнцефалография. Позволяет оценить кровоток головного мозга;
  • Эхоэнцефалография. Оценивает состояние структур головного мозга;
  • КТ и МРТ. Также позволяет визуализировать структуры головного мозга и исключить их патологию.

1) часто переспрашивает; 2)легко отвлекается; 3) плохо концентрируется; 4) часто путается; 5) берется сразу за несколько дел, но не доводит их до конца; 6) не хочет слышать; 7) относительно хорошо работает в спокойной обстановке.

1) мешает на уроке учителю и ученикам; 2) эмоционально-лабилен; 3) плохо переносит очереди; 4) болтлив; 5) обижает других детей.

1) любит карабкаться на возвышающиеся предметы; 2) не сидит на месте; 3) суетливый; 4) издает громкий шум при выполнении любой деятельности; 5) всегда находится в движении.

Если симптоматика длится больше полугода, а ее пик приходится на 5-7 лет, то можно говорить о диагнозе «ММД».

Учитывая то, что ММД является преходящим нарушением функций центральной и вегетативной системы, необходимо его дифференцировать с более серьезными патологическими состояниями, в частности:

  • Нейроинфекции;
  • ЧМТ;
  • Психические заболевания – биполярное расстройство личности, шизофрения, другие психозы;
  • ДЦП;
  • Отравление;
  • Онкология.

Лечение ММД комплексное и включает в себя психотерапию, медикаментозную и физическую терапию. К лекарственным препаратам прибегают редко, так как с ММД можно справиться при помощи психолога и создания соответствующей обстановки в семье. Ребенку необходимо обеспечить «выход» его энергии в виде ходьбы на спортивную секцию.

Если он малоподвижный и вялый, то также назначаются физические нагрузки, но в умеренном количестве для поддержания жизненного тонуса. С родителями должна быть проведена беседа о том, как правильно нужно относиться к своему ребенку. Ему нельзя излишне потакать, но и применять грубую силу не стоит. Необходимо помочь ему выработать правильный режим дня, ограничить времяпрепровождение за компьютером и телефоном, больше проводить с ребенком времени и играть с ним развивающие игры.

Если у него наблюдаются проблемы с речью – нужно обратиться к логопеду. Причем чем раньше родители обратились к специалисту, тем быстрее восстановится речевое развитие. К сожалению, диагностируют ММД редко, хотя встречается она довольно часто. Последствия нелеченой дисфункции выливаются в невротические расстройства, психозы, депрессии.

    Дисфония (ослабление голосовых связок) Дисфагия (проблемы с глотанием, частые поперхивания) Дизартрия (нарушение произношения, включая расстройства восприятия речи, письма и чтения)

Компьютерная томография. КТ Данный диагностический метод основывается на послойном исследовании пораженного участка, с использованием рентгеновского излучения. В результате чего КТ позволяет получить высокоинформативные снимки головного мозга, определить текущее состояние его структур, а также местоположение очага поражения и нередко причину, вызвавшую данную патологию Электроэнцефалография (ЭЭГ).

Метод ЭЭГ позволяет исследовать функциональное состояние головного мозга путем регистрации его биоэлектрической активности. Является неинвазивной процедурой и обладает высокой чувствительностью, тем самым отражая малейшие изменения функций стволовых структур. Является преимущественным выбором, если отсутствует характер механической травмы мозга

Дисфункция ствола является обратимым нарушением, которое можно купировать буквально за несколько восстанавливающих сеансов, которые позволят восстановить мозговое кровообращение и естественную подвижность структур мозга.

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) считается наиболее распространенной патологией у детей, которая наблюдается практически у каждого 5 ребенка. Причины развития данной патологии в детском возрасте обуславливается следующими факторами:

    Тяжелое течение беременности Трудные роды Воздействие токсических веществ Инфекционные заболевания

Симптоматика минимальной мозговой дисфункции у детей имеет ярко выраженный характер и проявляется такими симптомами, как:

    Систематические головные боли Гиперактивность и гипервозбудимость Чрезмерная нервозность Нарушение моторных и речевых функций Торможение развития Когнитивные расстройства, в особенности ухудшение внимание и памяти Усталость и чрезмерная утомляемость

С постепенным развитием заболевания, симптоматика проявляется еще более интенсивно, что в итоге может спровоцировать возникновение эпилепсии и ряда других опасных нервозных расстройств.

Дисфункция мозга симптомы

Нередки случаи, когда минимальная дисфункция головного мозга у детей проявляется в недостаточной развитости корковых отделов и их функций. Данное состояние сопровождается довольно необычными явлениями, которые проявляются тем, что ребенок начинает писать зеркально, не распознавать стороны.

В практике зарубежных специалистов широко распространяется способ, при котором постоянное наблюдение малыша, с момента его появления на свет осуществляет врач-остеопат. При выявлении дисфункции патологии структур на ранней стадии, нарушение достаточно легко купируется медикаментозными средствами, без каких-либо дальнейших последствий для ребенка.

Анатомия мозга

  • при черепно-мозговом повреждении;
  • во время родов;
  • при несвоевременном лечении сотрясения и другим причинам.

Данное нарушение нередко имеет внешнее проявление. Например, у ребенка можно заметить выраженное изменение лицевых черепных костей, а также неправильно сформированный скелет полости рта. Также имеется вероятность проявления астении, что сказывается на недостаточном речевом развитии. К тому же часто нарушается тонус мышц, проявляются патологические рефлексы. Касаясь вегетативных реакций, можно заметить наличие повышенной потливости, в отдельных случаях – слюнотечения.

Для выявления отклонений в самом начале развития процесса, нужно ребенка сразу после рождения, (желательно, в первые несколько недель) или после полученной травмы показать врачу, специализирующемуся на данных болезнях. Если будет оперативно выявлено нарушение и назначена правильная схема лечения, то дисфункция ствола может быть обратима. Полноценный кровоток, подвижность структур мозга может быть восстановлена в самые короткие сроки.

Сам термин дисфункция ствола мозга свидетельствует о проблемах в работе данного отдела, причём последствия могут быть самыми неприятными. Чтобы выявить отклонения на ранних стадиях, следует в первые же недели после рождения малыша или сразу после травмы головы показаться остеопату. Последний сможет оперативно выявить нарушения и предложить индивидуальную схему лечения.

Лечится, всё лечится. Привыкните к мысли о пожизненной обречённости на ежедневные физические упражнения. Для нормализации функции ПА — лазеротерапия.

Дисфункция мозга симптомы

Снимки, если не трудно, выложите. И не пропадайте.

Omnium profecto artium medicina nobilissima — из всех наук, безусловно, медицина самая благородная (Гиппократ)

Есть ли действительно такой термин как «смещение позвонков»?

Лечится ли эта вертебро-базиллярной недостаточность?

Снимки, к сожалению, сейчас выложить не могу.

Если интересно в подробностях о лечении могу дать пару адресов куда идти с этой бедой.

подход к лечению — грамотный, одна из первых в Москве частных клиник.

Анатомия мозга

Согласно термину, «дисфункция» — это не что иное, как нарушение какой-либо функции организма. В данном случае стволовых структур мозга. Что же являет собою ствол мозга? Под этим понимается анатомическое образование, которое отвечает практически за все функции организма, являющиеся жизненно важными. То есть ствол участвует в процессах сердцебиения, терморегуляции, дыхания, пищеварения и других.

Когда возникают ситуации, при которых мозг пациента получает какую-либо травму, например, при родах, в результате ушиба, сотрясения, то также поражается и ствол. Отсюда происходят различные сбои его функций. При этом они могут иметь выраженные клинические признаки, а могут и не иметь. Во втором случае приходится выявлять нарушения, прибегнув к помощи специальных методов исследований и диагностики.

Боюсь заболеть, заразиться инфекцией, подхватить микробы: что делать?

Когда имеется подозрение на то, что нарушились стволовые функции, то в большинстве случаев назначается проведение компьютерной томографии. Данный метод исследования позволяет обнаружить нарушения функций мозга, в том числе и стволовые в результате послойного изображения. В некоторых случаях обходятся без применения компьютерной томографии, это, как правило, касается случаев, когда отсутствуют основания, указывающие на мозговую травму.

В этой ситуации рекомендуется проводить электроэнцефалограмму. Это такой вид исследования, когда ведется запись и оценка электрических импульсов мозга. При поражении стволовых структур нередко удается обнаружить ирритацию ствола, которая показывает раздражение одного из отделов мозга.

Какие ситуации представляют опасность

Если человека доставляют в приемный покой больницы с травмой головы, и у него отмечается нарушение сознания, расстройство дыхания и кровообращения – безо всяких исследований понятно, что эти симптомы являются признаками повреждения и дисфункции стволовых структур. Ситуация опасна и требует незамедлительного лечения.

Или другой вариант. У человека не было травмы головы, но с недавних пор появились нарушения сознания, судорожные приступы или поражение черепных нервов. В некоторых случаях врач может для начала назначить ЭЭГ. Скорее всего, во время этого исследования будут выявлены признаки ирритации ствола мозга. Задача врача – установить точные причины ирритации.

Если у пациента травма головы и при этом есть такие нарушения, как утрата сознания, процессы кровообращения дыхания работают с перебоями, то это прямо может указывать, даже без проведения дополнительных обследований, что имеется дисфункция стволовых структур.

Также и в другом случае, когда у пациента не была травмирована голова, но проявились симптомы, выраженные в нарушениях сознания, наличии приступов судорог либо поражении нервов черепа. В таких ситуациях врач может провести ЭЭГ. Большая вероятность того, что при проведении данного обследования выявятся симптомы, указывающие на ирритацию мозгового ствола.

Тогда перед врачом возникает задача по установлению причин ирритации. С этой целью могут быть назначены КТ или МРТ. Данная форма позволит выявить, например, новообразование, которое сдавливает или сдвигает стволовую структуру. Что, соответственно, и служит причиной появления указанных симптомов. Обе ситуация опасны для пациента и требуют быстрого вмешательства.

Стволовая дисфункция представляет серьезную опасность. Как уже говорилось, ствол располагает важными для обеспечения жизнедеятельности центрами дыхания и кровообращения, кроме этого в нем находятся черепно-мозговые нервы с ядрами. Нарушение функций этих структур мозга нередко провоцирует развитие:

  • Дисфонии, то есть слабости голоса.
  • Расстройствам речи, или дизартрии, когда во рту происходит нечто вроде пережевывания каши.
  • Дисфагии, которая выражается в сбоях процесса глотания.

Когда образуется очаг в стволе, то это приводит в одних случаях к параличу, и поражению нервов мозга в других.

Минимальная дисфункция мозга у детей

Симптомы мании величия – звездная болезнь или патология?

В настоящее время около двадцати процентов детей страдают минимальной дисфункцией мозга. Данное заболевание представляет собой легкую форму поражения функций мозговой структуры, которое выражается такими проявлениями, как гиперактивность, плохая память, отсутствие внимательности и другими признаками.

При посещении ребенком школы у него возникают сложности с учебой, он не может грамотно писать, с трудом запоминает пройденный материал. У таких детей может наблюдаться нарушение пространственной ориентации. Гиперактивные дети бывают излишне возбудимыми и импульсивными, они с трудом концентрируют свое внимание. Здесь большая роль отводится психологическому фактору. Надо чтобы такие дети были окружены вниманием.

Гипоактивные дети, напротив, выглядят вялыми и заторможенными, также не достаточно совершенна их пространственная ориентация. Нередко бывает нарушенной речь. Вегетативная нервная система бывает неустойчивой. Следует отметить, ММД может проявляться и в более поздние сроки. У подростков проявляется интерес к алкоголю или наркотикам, они становятся асоциальными, отмечается ранее вступление в половые контакты.

Минимальная мозговая дисфункция может проявляться на фоне разных осложнений. Чаще всего это происходит в период беременности либо при родовом процессе, когда имеет место временное кислородное голодание малыша или получение им травмы при сложных родах. Обнаружить ММД и избавиться от негативных последствий помогают специальные краниасакральные остеопатические ручные техники. Также нужно отметить, что у порядка семидесяти процентов детей течение болезни проходит при минимуме применения медицинских препаратов.

В заключение

Если человек поступает в отделение с травмой головы, при которой произошло нарушение или потеря сознания, а также сбой дыхания и кровообращения, то данное состояние с большой вероятностью указывает на повреждение мозговых структур.

Если человек обратился за помощью с симптомами расстройства сознания, судорожных приступов, но с отсутствием травмы головы, то это также указывает на нарушение деятельности мозговых структур. В этом случае в первую очередь проводится диагностика ЭЭГ, которая позволит увидеть признаки ирритации (возбуждения) мозгового ствола.

Ужасно боюсь волос и бороды — что делать?

Главной задачей врача является точная установка причины патологического возбуждения. В этом случае пациент направляется на МРТ или КТ обследование, которое позволит выявить, возможно, сдавливающую структуры мозга, опухоль. Данная патология является распространенной и представляет серьёзную опасность и чаще всего требует хирургического вмешательства.

Http://neurodoc. ru/bolezni/drugie/disfunkciya-golovnogo-mozga. html

Http://umozg. ru/struktura/disfunkciya-struktur-golovnogo-mozga. html

Любые нарушения, которые связаны с головным мозгом, всегда являются серьезными и достаточно опасными для жизни. Поэтому при появлении тех или иных симптомов, нужно относиться к возникшей проблеме со всей ответственностью и сразу же обращаться в медучреждение за квалифицированным советом и помощью. В настоящее время имеется достаточно методик, чтобы вовремя распознать недуг и принять меры для правильного лечения. А это уже является своего рода гарантией для скорейшего выздоровления.

Оцените статью
Все про антибиотики
Adblock detector